МОСКВА, 3 сен — РАПСИ. При отмене или длительной задержке рейса пассажиры или лица, которым они передоверяет права, могут взыскивать с авиаперевозчика компенсацию в национальной валюте по месту своего пребывания, следует из постановления (C-356/19) Европейского суда в Люксембурге. 

Отказ в предоставлении пассажирам и третьим лицам такой возможности был бы несовместим с требованием широкой интерпретации прав пассажиров при авиаперевозках и принципом равного подхода к потерпевшими лицам, как это определено в Регламенте ЕС «О правах авиапассажиров» (№261/2004).

Фабула дела

Женщина, имя которой не раскрывается и которая имела подтвержденную компанией Smartwings Poland бронь, столкнулась с длительной задержкой рейса в польском аэропорту. Согласно европейскому законодательству, в такой ситуации ей полагалась компенсация в 400 евро, право истребовать которую она уступила компании Delfly, учрежденной в Варшаве.

Соответственно, Delfly обратилась в суд Польши с требованием взыскать со Smartwings Poland около 1,7 тысячи злотых. На момент обращения в суд эта сумма была эквивалентна 400 евро по курсу, установленному ЦБ страны. Авиатранспортная компания подала встречное ходатайство об отклонении иска, в том числе на том основании, что исковое требование было якобы заявлено не в евро — вопреки положениям национального законодательства.

Столкнувшись с данной ситуацией, польский суд решил обратиться к коллегам в Люксембурге за заключением. 

Позиция суда

Регламент «О правах авиапассажиров» призван обеспечить высокий уровень защиты прав клиентов авиакомпаний при соблюдении принципа широкого толкования этих прав, постановил европейский суд, отметив, что подход, при котором пассажиры могли бы получать компенсацию только в валюте еврозоны, не соответствует заявленной цели регламента.

Суд в Люксембурге обращает внимание на то, что регламент не проводит различие между пассажирами по национальности или месту их жительства (критерий — аэропорт вылета), в связи с чем они должны рассматриваться как находящиеся в сопоставимых условиях в соблюдение принципа равного подхода.

Наконец, суд ЕС отмечает, что, поскольку регламентом не определяется порядок конвертации валют, включая обменный курс, эта область регламентируется национальным законодательством государств-членов ЕС, которые обязаны исходить из принципов эквивалентности и эффективности.