МОСКВА, 19 ноя — РАПСИ. Опасения уехавших из Сирии лиц, где в настоящее время идет гражданская война, по возвращении в страну подвергнуться преследованию из-за их отказа от прохождения военной службы может расцениваться как основание для предоставления статуса беженца на территории содружества, следует из постановления Европейского суда в Люксембурге (C-238/19).

Фабула дела

Запрос в Люксембург был направлен Административным судом Ганновера, на рассмотрении которого находится жалоба гражданина Сирии, требующего от Федерального ведомства по делам миграции и беженцев Германии (BAMF) предоставить ему статус беженца. Свое требование он объясняет риском преследования в родной стране, поскольку там он числится как призывник, который не получил разрешение от комиссариата на то, чтобы уехать в Европу, за что ему грозит уголовная ответственность и преследование в условиях гражданской войны.

В BAMF пояснили свою позицию тем, что соискатель статуса не отвечает установленным законодательством Евросоюза критериям, которые дают основание для признания его в качестве беженца.

В частности, ведомство отметило, что этот человек не смог доказать обоснованность своих опасений.

Суд Ганновера приостановил процессуальные действия по жалобе до тех пор, пока суд Евросоюза не предоставит толкование Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2011/95/ЕС «О стандартах определения граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве бенефициаров международной защиты, о едином статусе беженцев или лиц, имеющих право на дополнительную защиту, а также о содержании предоставляемой защиты».

Позиция суда Евросоюза

В Люксембурге полагают, что в ходе вооруженного конфликта, когда нет юридической возможности уклониться от воинской обязанности, весьма вероятно, что власти страны интерпретируют отказ от несения службы как акт политической оппозиции и могут начать преследовать человека из-за этого, независимо от наличия у него более сложных личных мотивов.

В ряде случаев решение человека уклониться от воинской обязанности, например, в контексте происходящего сегодня в Сирии, вполне может являться выражением его политических взглядов и религиозных убеждений, так и обуславливаться его принадлежностью к определенной социальной группе, отмечается в решении суда.

При этом в таких ситуациях нельзя требовать от соискателей статуса беженца, чтобы они явились в уполномоченные органы, в том числе комиссариаты, с официальным уведомлением о своем отказе от прохождения военной службы или решении уехать из страны.

Наконец, суд Евросоюза указал, что, согласно Директиве 2011/95/ЕС, в ходе изучения уполномоченным органом государства-члена ЕС вопроса о предоставлении статуса беженца важно не то, действительно ли заявитель имеет какую-либо расовую, религиозную, национальную, социальную или политическую характеристику, из-за которой он опасается преследования в своей стране, а то, что такая характеристика приписывается ему властями этой страны.

Таким образом, в Люксембурге пришли к заключению, что существует презумпция того, что отказ от прохождения военной службы в контексте происходящего сегодня в Сирии связан с установленными законодательством Евросоюза критериями, дающими основания для признания человека беженцем.