МОСКВА, 11 янв — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что судебное преследование журналиста из Португалии Эмидиу Ранжела за высказывания в адрес национальных профессиональных ассоциаций судей и прокуроров нарушило его право на свободу выражения.

В связи с кончиной заявителя в 2014 году, представление его интересов по жалобе no. 78873/13 на нарушение прав, гарантированных статьей 10 (Свобода выражения мнения) Европейской конвенции о защите прав человека (Конвенции) взяли на себя дочери покойного.

Согласно материалам Страсбургского суда, еще в 2010 году, выступая в качестве свидетеля на парламентских слушаниях, Ранжел заявил, что профессиональные объединения судей и прокуроров вмешивались в политику через оказание влияния на решения прокуратуры и формирование общественного мнения, передавая конфиденциальную информацию о расследованиях и разбирательствах определенным журналистам.

Журналист был подвергнут уголовному преследованию «за оскорбление юридического лица» и приговорен к выплате истцам, Профессиональной ассоциации судей и Профессиональной ассоциации прокуроров, по 25 тысяч евро каждому. Кроме того, он был оштрафован на 6 тысяч евро. Часть этой суммы так и не была выплачена до смерти заявителя и должна была быть взыскана с его наследников.

Отметив тот факт, что оба объединения пользуются заслуженной положительной репутацией, ЕСПЧ, тем не менее, заявил, что вопросы, поднятые заявителем, представляли значительный интерес для общества. Кроме того, хотя многие заявления Ранжела были, скорее, выражением его мнения, чем изложением действительных фактов, указал Страсбургский суд, они могли быть интерпретированы как часть более широкой общественной критики недолжного вмешательства судебно-прокурорской системы в целом в политику и деятельность СМИ.

Более того, по мнению ЕСПЧ защита репутации юридических лиц уступает в приоритетности защите прав и репутации лиц физических, и национальной судебной системе Португалии не удалось должным образом соблюсти баланс между правами профессиональных ассоциаций и правами заявителя. Соответственно, указывается в решении суда, сумма наложенного на Ранжела денежного взыскания являлась чрезмерной и демотивировала свободное обсуждение политических вопросов.

В целом, Страсбургский суд пришел к выводу о том, что национальные суды Португалии не смогли обосновать вмешательство в свободу выражения мнения заявителя, и, соответственно, оно не было необходимо в демократическом обществе.

Власти страны обязаны выплатить наследникам заявителя 31,5 тысячу евро в качестве возмещения материального вреда и около 20 тысяч евро для компенсации судебных расходов, постановил ЕСПЧ.