Ирина Тумилович, РАПСИ

 

Прокуратура будет просить вынести обвинительный приговор для экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева, однако настоит на смягчении наказания с учетом президентских поправок по снижению срока заключения за совершение экономических преступлений.

В четверг в Хамовническом суде Москвы началась финальная часть процесса по второму делу Ходорковского и Лебедева - прения сторон, в которых выступает Генпрокуратура РФ. Гособвинение с первых же минут заявило о доказанности вины подсудимых. Основная интрига сохранится до будущей недели, ориентировочно во вторник прокуроры должны назвать срок наказания, которые они считают справедливым для экс-главы ЮКОСа и бывшего главы МФО "Менатеп". Но уже в четверг стало известно, что, по мнению обвинения, обвиняемые подпадают под смягчение закона.

Ходорковский и Лебедев уже осуждены Мещанским судом Москвы к восьми годам заключения каждый, наказание по первому приговору истекает в 2011 году.

Дело ЮКОСа - одно из самых громких в России за последние годы. Российские власти обвинили руководство крупнейшей на тот момент нефтяной компании страны в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти". Многие на Западе до сих пор считают "дело ЮКОСа" политически мотивированным, однако российские власти это категорически опровергают.

Корыстная группировка

Сторона обвинения считает, что анализ всех представленных за 19 месяцев доказательств однозначно подтверждает вину Ходорковского и Лебедева в совершении преступлений в нефтяном комплексе страны. При этом прокуратура отмечает, что преступления совершались по корыстным мотивам, с целью личного обогащения, и в составе организованной группы, в которой Ходорковский и Лебедев занимали руководящие роли.

На версии "организованной группы" прокурор Гюльчехра Ибрагимова акцентировала особое внимание, хотя подсудимым не вменяется статья 210 УК РФ - "организация (участие) преступной группировки".

Она отметила, что группа была создана заранее, между ее участниками была устойчивая связь и четкое распределение ролей.

Также организованная группа, по утверждению прокуратуры, принимала активные меры по сокрытию преступлений. В частности, при хищении 38% акций ВНК стоимостью свыше 3,5 миллиарда рублей подсудимые использовали сложные методы обмена векселей, чтобы скрыть противоправный характер сделок и для придания им вида законности, заявила прокурор.

По ее словам, внутренние документы компаний, входящих в структуру ЮКОС, свидетельствуют, что все политические и стратегические вопросы в НК решались Ходорковским и Лебедевым, и ни одного действия без участия подсудимых не предпринималось. Об этом же говорили в ходе допросов бывшие сотрудники ЮКОСа.

Это, по мнению прокуратуры, подтверждает, что Ходорковский и Лебедев руководили организованной группой. Примечательно, что в качестве доказательства прокурор привела даже показания экс-главы ЮКОСа, который в ходе допроса сообщил, что он контролировал всю деятельность корпорации.

Ходорковский доверия не вызвал

Однако в целом показания Ходорковского и Лебедева об их невиновности не вызвали доверия прокуратуры, при этом Ибрагимова не пояснила по каким причинам.

В частности, анализируя эпизод с хищением акций ВНК, она напомнила о заявлении Ходорковского о том, что все операции с акциями были проведены для избежания рейдерского захвата компании, о котором ему якобы было известно.

"Оценив показания Ходорковского, мы отнеслись к ним скептически", - сказала прокурор.

Подарок для Ходорковского

Но все же прокуратура считает возможным при квалификации деяний обвиняемых использовать редакцию закона от 2010 года, то есть с учетом президентских поправок, несмотря на то, что Ходорковскому и Лебедеву вменяется нарушение закона в период с 1998 по 2003 год.

По словам Ибрагимовой, в данном случае закон имеет "обратную силу", поскольку применение новой редакции улучшает положение экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя "Менатепа", а закон запрещает только ухудшение положения обвиняемых.

Весной 2010 года в Уголовный кодекс РФ были внесены президентские поправки, которыми было смягчено наказание за совершение экономических преступлений.

В частности, статья 174.1 УК РФ - "легализация (отмывание) средств нажитых преступным путем", которая вменяется Ходорковскому и Лебедеву, была перенесена в категорию "тяжкие преступления" из категории "особо тяжкие преступления", а максимальное наказание по ней снизилось на пять лет - с 15 до 10.

Ранее адвокаты фигурантов дела заявляли, что если их подзащитных признают виновными по всем эпизодам и назначат максимальное наказание, то Ходорковскому и Лебедеву грозит 22 года колонии. С учетом президентских поправок и смягчения наказания по экономическим преступлениям теперь, по подсчетам защитников, им в худшем раскладе грозит 15 лет лишения свободы.

Лгали и лгут до сих пор

Защита Ходорковского и Лебедева расценила выступление прокуратуры в прениях как "абсолютное вранье".

"Как лгали с 2003 года, так и лгут до сих пор", - резюмировал адвокат Вадим Клювгант, представляющий интересы экс-главы ЮКОСа.

Сами же подсудимые спокойно реагировали на выступление представителей гособвинения.

Первый час выступления Ибрагимовой подсудимые неотрывно смотрели на нее, жевали жвачку, периодически кивая головой и улыбаясь, а весь оставшийся день они читали документы, делали пометки и иногда передавали записки своим адвокатам.

Выступление прокуратуры в прениях продолжится в пятницу. По прогнозам самой прокуратуры, речь гособвинителей займет четыре рабочих дня. Затем должны выступить защитники и подсудимые, состоятся реплики сторон, то есть участники процесса смогут вкратце прокомментировать или опровергнуть какие-то утверждения оппонентов, после чего Ходорковский и Лебедев выступят с "последним словом", и судья Виктор Данилкин назначит дату оглашения приговора и удалится на его написание.