Прокурор во вторник потребовал приговорить к трем годам лишения свободы каждую из трех участниц панк-группы Pussy Riot, обвиняемых в хулиганстве в храме Христа Спасителя. Потерпевшие по делу - сотрудники храма, наблюдавшие нашумевшую акцию - считают, что фигурантки дела смогут исправиться и без лишения свободы, на их взгляд, суд мог бы ограничиться условным сроком для девушек. В комментариях по поводу процесса во вторник прозвучало и предложение обязать участниц Pussy Riot пройти курс хороших манер.

Защита подсудимых настаивает на оправдательном приговоре, а представитель высших судов страны Михаил Барщевский и глава адвокатской палаты Москвы Генри Резник отмечают, что действия участниц панк-группы являются административным, а не уголовным нарушением, поэтому прокуратура не имела права заявлять требования о трех годах заключения.

Профессор Московской духовной академии и популярный православный блогер протодиакон Андрей Кураев полагает, что девушек стоило бы отправить на общественные работы или курсы хороших манер.

Пять девушек в конце февраля пришли в храм Христа Спасителя в Москве, надев маски, вбежали на солею и амвон, вход на которые запрещен, и у алтаря провели "панк-молебен". Видеоролик с выступлением был выложен в интернет и вызвал большой общественный резонанс.

Сейчас арестованы три предполагаемые участницы акции - Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич. Следствие предъявило девушкам обвинение по статье "хулиганство", максимальное наказание по которой - семь лет лишения свободы.

Дерзко, глумливо, издевательски

В ходе прений сторон прокурор Александр Никифоров заявил, что Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич 21 февраля 2012 пришли в храм Христа Спасителя и проникли в его огороженную часть. "Несмотря на попытки отвести (их) от священных мест, подсудимые размахивали руками, задирали ноги и бегали по амвону и солее. Грубо нарушали порядок", - сказал прокурор.

Он особо подчеркнул, что "они вели себя так дерзко, что причинили боль верующим". По его словам, Алехина, Самуцевич и Толоконникова нарушили общепризнанные правила поведения в храме, что признается нарушением общественного порядка. Их действия прокуратура расценивает как "глумление и издевательское отношение к людям в храме". По его словам, действия девушек признаются обществом греховными.

Таким образом, по мнению прокуратуры, вина подсудимых в хулиганстве на почве религиозной ненависти доказана.

Тем более что, по утверждению Никифорова, обвиняемые заранее известили о планировавшейся акции операторов и договорились с ними, что те не будут самостоятельно выкладывать отснятый в храме материал, а панк-молебен был не только тщательно спланирован, но и отрепетирован в другом храме.

"Органы следствия правильно квалифицировали действия участниц группы, которые совершили противоправные действия из религиозной ненависти и вражды к православным верующим", - полагает гособвинитель.

Он просил суд не принимать во внимание доводы участниц группы о том, что акция была политической, а не направленной на оскорбление верующих. Он напомнил суду, что потерпевшие по делу во время "панк-молебна" не слышали упоминаний каких-либо политиков. По мнению прокурора, фамилия главы государства упоминалась в песне лишь для того, чтобы потом подсудимые могли придать своей акции политический характер.

На запрошенное прокурором наказание подсудимые отреагировали грустной улыбкой.

Не допустить панк-молебнов

Потерпевшие по делу - сотрудники Храма Христа Спасителя - либо оставили вопрос о наказании обвиняемых на усмотрение суда, либо сочли, что два года условно будет достаточной карой за поступок.

Потерпевшие пояснили, что просят не наказывать участниц панк-группы сурово, так как у двоих из них есть малолетние дети.

Вместе с тем, они полагают, что суд должен назначить такое наказание, чтобы предотвратить аналогичные поступки.

"Приговор должен защитить в дальнейшим всех верующих от подобного рода действий подсудимых... Наши благочестивые предки строили храмы и монастыри не только чтобы там молиться, тем самым закладывали духовную основу, чтобы в будущем у нашего народа был иммунитет в борьбе с внешним врагом и внутренним", - отметил алтарник храма Павел Железов.

По его словам, "за тысячу лет все наши великие победы совершились за счет этой духовности, а в наше время эти устои попираются и разрушаются, а если у народа нет духовного стержня, то участь будет печальна".

"Я очень надеюсь, что подсудимые, когда то это осознают, сделают выводы", - сказал потерпевший.

В свою очередь адвокат потерпевших Лариса Павлова обратила внимание суда на поведение Алехиной, Самуцевич и Толоконниковой в процессе. По ее мнению, подсудимые не раскаиваются и готовы повторить акцию. При этом Павлова добавила, что обычно люди совершают хулиганство в состоянии алкогольного опьянения и, протрезвев, обычно просят прощения. А подсудимые считают свои действия правильными, указала защитник. По ее словам, в суде издевательство над верующими продолжилось - подсудимые и журналисты "обсмеяли" потерпевших.

Намеренное проникновение девушек на патриаршее место было направлено на нанесение максимального урона чувствам православных, считает адвокат.

Колония спровоцирует последователей

Профессор Московской духовной академии и популярный православный блогер протодиакон Андрей Кураев, вместе с тем считает, что если требование прокурора о трех годах лишения свободы для участниц группы Pussy Riot будет удовлетворено, то у них появятся многочисленные подражатели.

На его взгляд, подсудимых нужно приговорить к условному сроку, общественным работам или курсу хороших манер.

"Делать из них Веру Засулич - значит, создавать целую молодежную субкультуру, которая так или иначе будет им подражать. За последние полгода мы видели достаточно показательных актов, но расчет на устрашение оказался неверным. Может, кого-то такая перспектива испугает, но России всегда хватало молодых экстремистов, которые готовы на серьезные личные неприятности ради того, что им представляется общественной пользой или правдой", - сказал РИА Новости священник.

Кураев отметил, что в случае жесткого приговора "маятник общественных симпатий окончательно зависнет" на стороне девушек.

"Я полагаю, что приговор не должен быть оправдательным, но в то же время делать мучениц из них не стоит. Или условный срок с предупреждением о том, что если подобное повторится, то будет уже реальный; или общественные работы; или понуждение к прохождению курса хороших манер", - считает он.

По его мнению, денежный штраф в этом случае не годится, так как сторонники группы Pussy Riot, среди которых "есть очень состоятельные люди", "объявят сбор средств" для группы. Священник считает, что собранные средства могут превысить объем штрафа, так что участницы панк-акции в храме, к которой в целом протодиакон Кураев относится отрицательно, смогут "обогатиться".

В свою очередь Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил воздержаться от комментариев по делу до вынесения приговора.

"Надо дождаться решения суда, когда оно появится, будет почва для соборного церковного размышления на эту тему, а комментировать каждый шаг судебного процесса - это, наверное, задача адвокатов и участников судебного процесса", - сказал РИА Новости Чаплин.

Судить не за что

Юристы полагают, что изначально следствие, а в прениях и прокурор допустили колоссальную ошибку, квалифицировав действия Pussy Riot по уголовному, а не административному кодексу. В связи с этим, и требование прокурора им показалось не только необоснованным, но и противозаконным.

Полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщеский сообщил РАПСИ, что, на его взгляд, в деле Pussy Riot нет состава преступления "хулиганство", а их действия можно расценить лишь как административное правонарушение.
По мнению президента адвокатской палаты Москвы Генри Резника, требование обвинительного приговора со стороны прокурора нарушает Конституцию РФ и УК.

"Оно абсолютно противозаконно, поскольку противозаконно само обвинение, выдвинутое против подсудимых", - отметил он. В действиях обвиняемых, по словам Генри Резника, нет состава преступления, поскольку нет разжигания ненависти по отношению к православной вере.

По его убеждению, в данном случае налицо состав административного правонарушения - оскорбление религиозных чувств, и/либо осквернение предметов культа.

"Превращать административное правонарушение искусственно в уголовное преступление - это, как мне представляется, на грани преступных действий со стороны прокуратуры. С учетом же, что прокурор потребовал еще и реальной меры наказания, могу сказать, что мракобесие и репрессивные установки тут уже затмевают взгляд", - отметил глава адвокатской палаты.

Необоснованным требование прокурора считает и советник президента РФ, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.

"Поступок этих женщин находится за рамками морали, - отметил он. - Но с правовой точки зрения я не вижу здесь состава преступления, это мелкое хулиганство, административное правонарушение". Поэтому, по мнению Михаила Федотова, не имеет значения, какого именно наказания потребовал прокурор для подсудимых - три года реального лишения свободы или месяц условно. "Нельзя осуждать за преступление, которое не предусмотрено УК, это еще древние римляне знали", - отметил он.