Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Вечером в четверг 21 ноября Владимир Путин внес в Госдуму три законопроекта, являющихся системообразующими для реализации на практике идеи слияния Верховного суда (ВС) РФ и Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ. Основные новации: обеспечение деятельности обновляемого ВС РФ (де-факто – судебной системы страны в целом) станет прерогативой Судебного департамента при ВС РФ; для попадания в состав нового высшего суда не придется сдавать квалификационный экзамен не только нынешним судьям, но и видным правоведам; в обновленный суд чисто технически возьмут лишь половину действующего судейского состава ВАС РФ.

Это означает, что практически все аспекты проводимого слияния ВС РФ и ВАС РФ уместно анализировать уже сейчас, даже несмотря на то, что эти документы пока еще даже не рассмотрены профильным думским комитетом по конституционному законодательству и госстроительству. Учитывая оперативность принятия депутатами конституционной поправки о слиянии судов, можно предположить, что и данные проекты законов будут приняты парламентом в максимально сжатые сроки.

Как будет выглядеть новый Верховный суд РФ

В первую очередь, президент предложил принять новую редакцию федерального конституционного закона "О Верховном суде РФ".

Основное положение документа звучит так: обновленный ВС РФ будет являться высшим судебным органом, в том числе, и по делам по разрешению экономических споров, а также станет "осуществлять судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с новой редакцией закона о ВС и давать разъяснения по вопросам судебной практики".

Важный момент: принципиально новый статус ВС РФ, вследствие которого он уполномочен надзирать за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, и его новые полномочия, не позволяют определять будущий ВС РФ как суд, входящий в систему судов общей юрисдикции.

"Впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел, подсудных Верховному Суду Российской Федерации в качестве суда первой инстанции. Большинство таких дел относится к административным делам. Соответствующие положения законопроекта корреспондируют с положениями проекта Кодекса административного судопроизводства, принятого Государственной Думой в первом чтении", - сказано в пояснительной записке к законопроекту.

Следствие объединения ВС РФ и ВАС РФ – образование Судебной коллегии по экономическим спорам нового Верховного суда. Она в пределах своих полномочий и в соответствии с процессуальным законодательством будет рассматривать дела в апелляционном и в кассационном порядке, а также в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, отнесенные к подсудности ВС РФ.

Другие изменения носят технический характер. Например:

- вместо Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации создается Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

- вместо Дисциплинарного судебного присутствия, являвшегося отдельным судебным органом, в состав которого избирались судьи ВС и ВАС (оно упраздняется), создается Дисциплинарная коллегия ВС РФ в качестве судебной коллегии, состав которой избирается Пленумом Верховного суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

В законопроекте впервые определена общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации - 170 судей.

Законопроектом предусматривается в целом сохранить существующий порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации, предопределенный Конституцией Российской Федерации, но вместе с тем в него внесены отдельные частные изменения.

Так, к компетенции Пленума планируется отнести утверждение составов судебных коллегий ВС РФ, перевод судей из одной судебной коллегии в другую, а также избрание судей Апелляционной коллегии ВС РФ из числа судей судебных коллегий Верховного суда.

Предлагаемое президентом новое полномочие Пленума ВС РФ: утверждение по представлению председателей соответствующих судов персонального состава президиумов верховных судов республик, президиумов иных судов общей юрисдикции  соответствующего уровня и президиумов арбитражных судов.

В документе прописывается место постоянного пребывания ВС РФ – город Санкт-Петербург. Планируется, что в Москве при этом будет создано официальное представительство суда.

Предполагается, что этот закон должен вступить в силу через полгода после начала действия поправки к статье 126 Конституции РФ (Госдумой принималась в пятницу в третьем чтении). Нормы по составу нового ВС РФ вступают в силу одновременно со вступлением в силу поправки в Основной закон и принятого в соответствии с ней федерального закона.

Аналогичные поправки, во многом технического характера, предложены главой государства и в федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ".

Здесь главная новация звучит так: обеспечение деятельности как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов будет осуществляться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Сейчас, напомним, обеспечение деятельности ВАС РФ и судов общей юрисдикции происходит, в том числе, по разным статьям российского бюджета.

Таким образом, задумку авторов инициативы можно трактовать следующим образом: финансирование судебной власти после появления единого ВС РФ будет осуществляться в едином порядке, а не разрозненно. Что, в общем, вполне логично.

Запланировано, что новые положения ФКЗ "О судебной системе РФ" вступят в силу через полгода после начала действия поправки в Конституцию РФ.

Кого и как отберут в верховные судьи

Третий внесенный законопроект – о порядке отбора кандидатов в первоначальный состав нового ВС РФ – с практической точки зрения для нынешних судей и соискателей места в новом высшем суде является самым важным.

Для кадрового формирования нового суда планируется создать специальную квалификационную коллегию и специальную экзаменационную комиссию по приему экзамена на должность верховного судьи.

На конкурсной основе предлагается выбирать:

- председателя ВС РФ (1 кандидатура);
- первого заместителя председателя ВС РФ (1 кандидатура);
- зампредов ВС РФ - глав судебных коллегий по административным, гражданским, уголовным делам, делам военнослужащих, коллегии по экономическим спорам, дисциплинарной коллегии; председателя и заместителя председателя апелляционной коллегии (всего – 8 кандидатур);
- судей коллегии по административным делам ВС РФ (33 кандидатуры);
- судей коллегии по гражданским делам ВС РФ (32 кандидатуры);
- судей коллегии по экономическим спорам ВС РФ (30 кандидатур – сейчас в ВАС РФ работает 53 судьи, по штатному расписанию их может быть 90)
- судей коллегии по уголовным делам ВС РФ (60 кандидатур);
- судей коллегии по делам военнослужащих ВС РФ (5 кандидатур);

Все вакансии открываются на следующий день после вступления в силу закона о порядке отбора кандидатов.

Специальные квалифколлегия и экзаменационная комиссия при этом создаются не позднее одного месяца со дня вступления данного закона в силу. Срок их полномочий истекает вместе с окончанием шестимесячного переходного периода.

Специальная квалификационная коллегия будет состоять из 27 членов. В ее состав войдут по одному представителю президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии, являющиеся судьями, предложено избирать региональными советами судей из числа членов этих советов - по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов РФ.

В проекте закона указывается, что соискателем вакансии верховного судьи может быть российский судья или гражданин России, судьей не являющийся. Кандидат должен быть не моложе 35 лет и иметь стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет.

При этом от сдачи квалификационного экзамена освобождаются все соискатели-действующие судьи и все граждане, имеющие ученую степень кандидата или доктора юридических наук и почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".

Специальная экзаменационная комиссия будет состоять из 11 членов. В ее состав войдут три правоведа, избираемых общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь судей, избираемых советами судей субъектов РФ  из числа членов этих советов - по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа региональных советов судей.

Обеспечение деятельности указанных коллегии и комиссии предлагается возложить также на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Данный законопроект в случае его принятия вступит в силу одновременно с конституционной поправкой о слиянии высших судов.