Сто лет назад в Российской империи депутаты жаловались, что многие их коллеги прогуливают заседания Государственной Думы, полиция арестовала гимназисток, распространяющих революционную литературу, и крестьян, крадущих археологические находки.Немецкий завод более 30 лет судился с русским владельцем пароходов. Суд взыскал с оперного певца компенсацию за плохо записанные граммофонные пластинки.

РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе январь 1914 года.

21 января

Вести дня:

- В Москве открыт кабинет научно-судебной экспертизы.
- Депутат Шульгин приговорен Киевским окружным судом за статью о деле Бейлиса к 3 месяцам ареста.
- Произошли два новых железнодорожных крушения.
- В Японском морском министерстве раскрыты крупные злоупотребления.

Судебная тяжба на 34 года. В делопроизводстве Московской судебной палаты сейчас находится гражданский спор между немецкой фирмой Шихау и волжским пароходовладельцем Альфонсом Зевке, длящееся уже 34 года.

В 1878 году Зевке заказал германской фирме машины для своих пароходов "Миссисипи", "Колорадо" и "Ориноко" на сумму 100 тысяч марок (48 тысяч рублей). Машины были присланы из Германии в Нижний Новгород, установлены на пароходы, но денег за них он не заплатил.

В 1880 году фирма Шихау вчинила Зевке иск, но он объяснил, что не будет платить, так как машины оказались никуда не годными. Конечно, это было неправдой, так как пароходы благополучно совершали рейсы по Волге. Фирма Шихау знала это и попросила суд провести экспертизу.

Суд вызвал экспертов-специалистов из Петербурга и Кронштадта. Путешествие это, конечно, было оплачено за счет истца и обошлось ему в тысячу рублей. Но, в чаянии поскорее выиграть процесс представители фирмы были вынуждены согласиться на этот экстренный расход.

Однако вышло так, что когда эксперты прибыли в Нижний Новгород, все пароходы Зевке оказались в плавании, поэтому, безрезультатно прождав неделю, они вернулись восвояси.

Прошло еще несколько лет пока фирме удалось добиться повторной экспертизы. Но и новым экспертам не повезло, так как, несмотря на определение суда, пароходы Зевке оказались в плавании. И так как суд не обязан выезжать за тридевять земель, вопрос об экспертизе и на этот раз остался открытым.

Короче: со дня предъявления иска прошло 20 лет, а дело еще оставалось нерешенным. За это время успели помереть все члены нижегородского суда, впервые разбиравшие это дело, помер присяжный поверенный фирмы Шихау и все прежние представители фирмы. Во главе компании встали их дети, которые решили продолжать однажды начатое дело.

Однако тут образовалось новое препятствие. Взыскать деньги с Альфонса Зевке оказалось невозможно, так как он отошел в лучший мир и пароходами уже владели его наследники. Они продали их другой компании, которая, однако, вскоре прогорела и ликвидационная комиссия передала их другому пароходному товариществу.

И вот сейчас, в 1914 году, дело находится на той же стадии, что и 34 года назад. Немцам – владельцам фирмы невозможность получить деньги по бесспорному счету кажется арабской сказкой, самой невозможной из когда-либо существовавших. (Голос Москвы. № 16).


22 января

ГЕЛЬСИНГХОФ. Конфискация оружия. На железнодорожной станции конфисковано при попытке ввести в край 22 браунинга и партия патронов.

Дело "Раннего утра". В судебной палате слушалось дело редактора "Раннего утра" Неверовского, обвиняемого в разглашении сведений о состоянии флота.

В одном из номеров газеты было напечатано сообщение о состоянии броненосцев "Андрей Первозванный", "Павел I" и других.
За разглашение этих сведений суд приговорил редактора к штрафу 100 рублей. (Голос Москвы. № 17).


23 января

Государственная Дума. Вторая половина сессии Государственной Думы началась при очень малом количестве съехавшихся депутатов. Такое положение признается ненормальным и депутаты изыскивают способы борьбы с этим злом.

Некоторые депутаты намерены предложить, чтобы списки отсутствующих в заседаниях членов Госдумы печатались на местах их избрания, чтобы избиратели знали об отношении их представителей к депутатским обязанностям.

Вести дня:

- В Государственном Совете продолжались прения по законопроекту о борьбе с пьянством.
- В селе Ильинском грабителями разгромлена библиотека Великого Князя Дмитрия Павловича.
- Вчера произошло три новых крушений поездов.
- Суфражистки подожгли замок Аберчиль: сгорел зал с драгоценными картинами.

ЕКАТЕРИНОСЛАВЛЬ. Помощник пристава сыскной полиции за истязание крестьянина присужден судебной властью к отдаче в арестантские отделения на 8 месяцев.

ОДЕССА. Расхитители археологических древностей. Арестованы шесть крестьян, у которых найдены серебряные и золотые древние вещи. Полагают, что редкости похищены во время раскопок, проведенных чинами археологического общества в прошлом году. (Голос Москвы. № 18).


24 января

РИГА. Арестовано восемь гимназисток, заподозренных в распространении нелегальной литературы. Обнаружена нелегальная типография.

Иск к певцу. Мировой судья рассмотрел иск фирмы "Братья Пате" к артисту оперы В.П. Дамаеву.

Несколько лет назад Дамаев обязался напеть для фирмы 7 граммофонных пластинок за плату 90 рублей за каждую.

Пластинки были напеты. Четыре из них оказались удачными и были пущены в продажу, а три – неудачными. Дамаев обещал перепеть их и ему заплатили деньги за все семь.

Его поверенных просил уладить дело миром, уверяя, что певец выполнит свое обещание. Но оно так и осталось обещанием: то у него болело горло, то репетиции занимали все время.

Мировой судья нашел иск доказанным и постановил взыскать с Дамаева 270 рублей за ненапетые пластинки и 30 рублей судебных издержек. (Голос Москвы. № 19).


26 января

ЛОДЗЬ. Побег арестантов. Из ченстоховской тюрьмы, распилив кандалы и решетку окна, бежали трое бандитов, обвиняемых в целом ряде убийств и вооруженных грабежей.

РИГА. Согласно выработанной балтийским олимпийским комитетом программе, вторая всероссийская олимпиада состоится в Риге с 6 по 17 июля. (Голос Москвы. № 21).

Подготовила Анна Шубина