Конституционный суд РФ согласился с запретом признавать экстремистскими цитаты из Библии, Корана, Танаха и Ганджура.

Суд не поддержал доводы жалобы адепта организации «Свидетели Иеговы», который посчитал, что такие нормы закона «О противодействии экстремистской деятельности» нарушают его конституционные права.

Литературные памятники, в том числе являющиеся основными источниками вероучения традиционных мировых религий – христианства, ислама, иудаизма и буддизма, – играют особую роль в российском многоконфессиональном обществе и не могут признаваться экстремистскими материалами, отметил КС.

Суть жалобы

Заявитель Владимир Сергиенко просил проверить на соответствие Конституции статью 31 закона «О противодействии экстремистской деятельности.

Адепт «Свидетелей Иеговы» трактует ее нормы так, будто она разрешает безнаказанно публиковать призывы убивать лиц по признаку национальности и вероисповедания, если в книге содержатся цитаты из Библии.

Претензии заявителя связаны с написанной в 16 веке книгой Иосифа Волоцкого «Просветитель». Сергиенко просил прокуратуру признать ее экстремистской и настаивал на изъятии произведения из продажи.

Прокурор же ответил, что вызвавшая недовольство книга содержит цитаты из Библии и основана на ее толковании, поэтому никакого отношения к экстремизму не имеет.

Тогда Сергиенко обратился в суд и потребовал обязать прокуратуру провести комплексное психолого-лингвистическое исследование, чтобы установить наличие в «Просветителе» призывов к экстремистской деятельности. Районный суд отказался принять заявление, а апелляционная инстанция это решение поддержала.

Поэтому сторонник «Свидетелей Иеговы» попросил КС РФ разрешить сложившуюся ситуацию.

Священные писания и экстремизм

КС поддержал выводы о том, что священные для мировых религий писания не могут быть признаны экстремистскими.

При этом власти не обязаны запрещать тексты на основании личных ощущений читателя, указал он.

«Федеральный закон исходит из того, что признание того или иного информационного материала экстремистским не может основываться на субъективном восприятии такого информационного материала отдельными лицами и что не могут быть признаны в качестве экстремистских материалов литературные памятники, вошедшие в историю и культуру того или иного народа, имевшие широкое распространение в соответствующую эпоху, являвшиеся предметом многократных научных исследований и цитирования и никогда не находившиеся под запретом как содержащие призывы к экстремизму и никогда не рассматривавшиеся как источник экстремистской идеологии», - указано в определении КС.

В нем говорится, что религиозные памятники (в том числе их содержание и цитаты из них), являющиеся основными источниками вероучения традиционных мировых религий – христианства, ислама, иудаизма и буддизма, – играют особую роль в российском многоконфессиональном обществе.

«Применяя положения закона, суды обязаны исходить из того, что обязательным признаком экстремизма является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства», - напоминает КС.

Наличие в текстах экстремизма должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела: форма и содержание информации, ее адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, в том числе призывы к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения и т.п.

Вместе с тем недопустимо ограничение с помощью антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации, отмечает КС.

«Ограничение не должно иметь места в отношении какой-либо информации на том лишь основании, что она не укладывается в общепринятые представления, не согласуется с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступает в противоречие с морально-нравственными или религиозными предпочтениями, иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина», - отмечается в определении.

КС указывает, что это требование обращено и к законодателю, и к судам.

Гражданин и прокурор

КС также указал, что граждане не могут понуждать прокуроров признавать материалы экстремистскими по своим желаниям, в этих вопросах надзорное ведомство сохраняет независимость.

«Прокурор обладает определенной дискрецией при решении вопроса о необходимости обращения в суд с заявлением о признании конкретного информационного материала экстремистским, вправе давать собственную предварительную оценку информационному материалу на предмет наличия признаков экстремизма для принятия дальнейших мер в отношении этого материла и независим при решении вопроса о необходимости обращения в суд с заявлением о признании информационного материала экстремистским.

Действующее правовое регулирование исключает понуждение гражданами прокурора в судебном порядке к принятию мер по признанию конкретных информационных материалов экстремистскими», - поясняет суд.

Он напоминает, что заявления об экстремизме подаются в защиту публичных интересов, а не прав и интересов конкретных граждан.

Таким образом, по мнению суда, конституционные права Сергиенко федеральным законодательством не нарушены, в связи с чем суд отказывается принять жалобу адепта «Свидетелей Иеговы» к рассмотрению.

История вопроса

Президент России Владимир Путин 23 ноября 2015 года подписал закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с которым священные писания четырех религий — христианства, ислама, буддизма и иудаизма (Библия, Коран, Ганджур и Танах) — не могут проверяться на экстремизм и быть признаны экстремистскими.

В пояснительной записке к закону отмечалось, что христианство, ислам, иудаизм и буддизм составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России, поэтому запрет на признание священных писаний экстремистскими обеспечит равное уважение к мировым традиционным религиям.

До внесения поправок священные писания неоднократно обвиняли в судах в экстремизме. Например, в августе того же года общественный резонанс вызвало решение судьи Южно-Сахалинска, которая по иску прокурора Татьяны Билобровец признала экстремистским материалом книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе». В частности, экстремистскими были названы цитаты из Корана — «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи» («Аль-Фатиха»), «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» («Аль-Джинн»). Позднее Сахалинский областной суд отменил это решение.

Алиса Фокс