Совершение организованной группой только одного преступления не отменяет того факта, что закон нарушен в составе банды: к признакам устойчивости группы не относится длительность ее существования, поясняет Верховный суд РФ в своём первом обзоре судебной практики за 2019 год.


«Создание вооруженной группы для совершения только одного нападения, которое ее участниками тщательно планировалось, верно квалифицировано по статье 209 УК РФ», — объясняет суд в разделе о вопросах квалификации по уголовным делам.

ВС отмечает, что по смыслу закона под бандой следует понимать организованную устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации.

«Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения», — говорится в обзоре.

ВС отмечает, что признак устойчивости определяется не только временем деятельности организованной группы, но и такими признаками, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий.

Единственное нападение

Он приводит в пример дело банды, которая планировала нападения на пассажиров автобуса Уфа-Москва, которые занимались бизнесом и возили с собой крупные суммы денег. Суд установил, что один из обвиняемых принял решение о создании устойчивой вооруженной группы в декабре 2015 года и с этого момента занимался подбором участников банды. Суд счёл доказанным, что перед совершением нападения участники организованной группы выезжали на место, где планировалось совершить преступление, обсуждали детали нападения, определяли дату и время его совершения, численный состав нападающих, вид оружия и предметов, необходимых для совершения преступления.

Согласно разработанному плану и распределенным ролям, несколько вооруженных участников банды напали на предпринимателей и похитили у них почти 10,5 миллиона рублей.

Действия обвиняемых суд квалифицировал частью 2 статьи 209 УК РФ и частью 4 статьи 162 УК РФ. Один из осуждённых подал апелляцию на приговор, считая, что в его действиях нет состава преступления по статье бандитизм. Свою позицию он мотивировал тем, что группа существовала всего один день, значит у неё отсутствует признак устойчивости. Верховный суд РФ с таким мнением не согласился и оставил в этой части приговор без изменений.

Он сослался на установленный в процессе факт создания и функционирования группы к июлю 2016 года: когда ее руководителем было принято решение о вооружении банды. При этом глава банды поставил в известность о своих намерениях других участников, и те дали своё согласие на приобретение оружия.

«Участники банды тщательно, на протяжении нескольких месяцев планировали совершение преступления, для чего неоднократно выезжали на предполагаемое место преступления, несколько раз откладывали день совершения преступления для более тщательной подготовки.

При совершении преступления каждый из участников банды выполнял свою определенную заранее функцию. Объект преступного посягательства был ранее намечен. Действия осужденных были конкретны и последовательны − для подавления воли потерпевших применялось оружие, потерпевшие связывались и удерживались, к ним применялось насилие, опасное для здоровья и им высказывались угрозы применения опасного для жизни насилия», — указывает ВС.

Таким образом, считает высшая инстанция, суд при вынесении приговора правильно посчитал, что разбойное нападение было совершено бандой и квалифицировал действия ее участников в том числе и по статье 209 УК РФ.