Верховный суд РФ сохранил школьные стандарты по изучению истории древней Руси, не найдя в них дискриминации. Высшая инстанция отмечает, что образовательная программа включает развитие навыков получения знаний из различных источников информации и формирование умения анализировать полученные сведения, а значит, школьники могут ознакомиться с различными концепциями любой науки.


Альтернативная история

Истица пыталась добиться признания недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», посчитав, что правовой акт нарушает интересы ее несовершеннолетней дочери.

В заявлении она указала, что Министерство просвещения «преподаёт в учебных заведениях лишь одну концепцию истории Руси — романовскую, чем лишает детей возможности свободного выбора мнений и убеждений относительно древней и средневековой истории своей страны».

По утверждениям заявительницы, на основании оспариваемого стандарта «разработана примерная основная образовательная программа основного общего образования, а альтернативных концепций по всем учебным предметам, в том числе по истории России с древности до XVII века, не имеется».

Позиция ВС

Образование должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (согласно части 1 статьи 12 Закона об образовании), напоминает Верховный суд.

Однако тот факт, что оспариваемый стандарт не содержит дословного воспроизведения этого положения, не может указывать на его противоречие закону, полагает высшая инстанция.

Судьи посчитали, что позиция заявительницы является ошибочной.

ВС поясняет, что пункт 11.4 стандарта содержит предметные результаты изучения предмета «История России. Всеобщая история», которые должны отражать в том числе овладение базовыми историческими знаниями, а также развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней (подпункты 2 и 5).

«Из перечисленного следует, что курс обучения включает получение знаний из различных источников информации, формирование умения анализировать информацию, свободно выражая своё мнение, что соотносится с приведённым в административном исковом заявлении требованием», — отмечает ВС.

Он подчеркивает, что стандарт не содержит предписаний, направленных на ограничение или иное нарушение права обучающихся, на свободный выбор мнений и убеждений.

«Стандарт не содержит требования придерживаться одной конкретной концепции, как ошибочно полагает административный истец», — считает ВС.

В связи с чем высшая инстанция отказалась отменять или обязывать чиновников редактировать образовательные стандарты.

Алиса Фокс