Уголовное дело экс-министра строительства Самарской области и бывшего проректора МГУ им. Ломоносова по общим вопросам Алексея Гришина обретает черты крупнейшего расследования федерального масштаба в этом году. Чиновник может быть обвинен в участии в схеме по присвоению миллиардов рублей государственных средств и выводу их за рубеж.


Соучредителю ООО «Инвест-Альянс» Алексею Гришину предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 УК РФ, частью 5 статьи 291 УК РФ и статьей 196 УК РФ: преднамеренном банкротстве своей строительной компании, чем он нанес ущерб кредиторам в 183 миллиона рублей; хищении четырех миллионов рублей бюджетных средств при строительстве социальных объектов в регионе; даче взятки, оцениваемой примерно в два миллиона рублей, за лоббирование интересов ООО «СДС-Управление строительства» при заключении госконтрактов.

Ленинский райсуд Саранска заключил Гришина под стражу как минимум до 4 октября. Доктор экономических наук своей вины не признает категорически.

Банкротство

Фирма ООО «СДС-Управление строительства» (входящая в ООО «Инвест-Альянс») в 2014 году имела на балансе три миллиарда рублей. Спустя четыре года компания работала уже в убыток.

ООО признано Арбитражным судом Республики Мордовия банкротом 11 декабря 2019 года. По итогам проведенного финансового анализа временным управляющим компании Павлом Фоминовым был сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности фирмы. Также он сообщил об обнаружении высокой доли просроченной кредиторской задолженности в пассивах и убыточной деятельности с начала 2018 года.

Согласно финальному отчету арбитражного управляющего, требования 39 залоговых кредиторов превысили 117 миллионов рублей по основному долгу и 22 миллиона по финансовым санкциям. Почти 17 миллионов рублей долга по налогам потребовали погасить мордовские налоговики.

При этом с целью преднамеренного банкротства и извлечения выгод для себя руководством ООО «СДС-Управление строительства» по фиктивным основаниям был заключен договор цессии, согласно которому право требования ранее образовавшегося долга с ООО «Мордовдевелопмент» в сумме более 865 миллионов рублей получала иная коммерческая организация.

В дальнейшем ООО «Мордовдевелопмент» передало в собственность этой организации векселя на сумму более 894 миллионов рублей. В действительности никаких реальных финансово-хозяйственных взаимоотношений между данными организациями не было.

В рамках уголовного дела о преднамеренном банкротстве Гришину может грозить как суровое наказание до шести лет лишения свободы, так более мягкие меры — штраф 200-500 тысяч рублей.

Хищение

Следственные органы предъявили Гришину обвинение в хищении более четырех миллионов рублей, выделенных на строительство «Республиканского перинатального центра» и «Стадиона водных видов спорта». Однако эта сумма может увеличиться. Ранее депутат Госдумы Александр Хинштейн оценивал ущерб от деятельности Гришина и партнеров в Мордовии в 5-15 миллиардов рублей: 1,7 миллиарда рублей прямых убытков от деятельности обвиняемого как министра строительства Самарской области, а также хищения при строительстве стадиона «Мордовия Арена» в размере вплоть до 11 миллиардов (на столько, по данным депутата, выросла цена стройки от ранее запланированной).

В 2016 году Хинштейн утверждал, что министерство строительства Самарской области, которое тогда возглавлял Гришин, заключало госконтракты по завышенным ценам. При этом выбираемые подрядчики не обладали необходимой техникой и рабочей силой для исполнения договоров.

Гришин занимал должность министра строительства с 2012 по 2016 годы, этот период совпал со временем руководства Самарской областью бывшим главой Мордовии Николаем Меркушкиным (сообщается, что его сын в середине 2000-х контролировал «СДС-Управление строительства»). При Гришине в регионе началось возведение ряда крупных объектов, в т.ч. микрорайона Южный город, принадлежащего девелоперской компании «Древо». По данным СМИ, бенефициар компании Николай Чудаев является близким другом отца Алексея Гришина — ректора РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Спустя четыре года после получения контракта, полученного СДС на строительство футбольного стадиона для Чемпионата мира по футболу-2018, договор был расторгнут без судебных претензий. При этом Минстрой России, по данным Хинштейна, проводил проверку обоснованности расчетов проекта стадиона и установил, что в него были необоснованно включены коммерческие площади, составившие 42% от общего объема стадиона.

Почти сразу после расторжения этого контракта СДС получила не менее выгодное предложение — проект реконструкции водопровода для того же стадиона, стоимостью почти в 600 миллионов рублей. Через год после истечения сроков работы по контракту его расторгли с полной оплатой работы и без судебных претензий. Предположительно эта история может стать основанием для нового уголовного дела в отношении Гришина и/или его окружения.

Взятка

По версии следствия, Гришин совместно с директором ООО «СДС-Управление строительства» передали начальнику ГКУ «Управление капитального строительства Республики Мордовия» взятку в виде бытовой техники и мебели на общую сумму около двух миллионов рублей за лоббирование интересов ООО «СДС-Управление строительства» при заключении государственных контрактов начальнику Управления капитального строительства Мордовии Сергею Макарову.

В даче взятки Гришиным, как утверждает следствие, участвовал также Михаил Иоффе, десять лет служивший директором его строительной компании. А получатель взятки Макаров, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», в 2006-2007 годах руководил ныне обанкротившейся компанией Гришина. За несколько лет Управление капитальным строительством Мордовии, возглавляемое Макаровым, заключило с СДС контракты на сумму в несколько миллиардов рублей.

Осенью 2019-го силовики арестовали Иоффе.

Офшор

Также правоохранительными органами изучается информации о выводе Гришиным и его окружением почти миллиарда рублей из России в офшоры. В том числе предположительно именно таким путем была доведена до банкротства СДС.

Сообщается, что госслужащий выводил средства в пользу фирмы lefkadia holding ltd, которая зарегистрирована на Сейшельских островах, а также на счет ООО Klimass Global HP (Великобритания). В еще одной фирме — «Suncosa Grup S.A» (Британские Виргинские острова) Гришин также имеет долевую собственность вместе с компаньонами-соучредителями ООО «Инвест-Альянс». Эта компания имеет открытый расчетный счет в банке Sociеtе Gеnеrale (Швейцария), на который поступали средства (более двух миллионов евро) от сестры Гришина Татьяны Бекеевой и Дмитрия Лабутина (свыше 1,5 миллиона евро) — экс-генеральный директор «Инвест-Альянса». Всего через счета Suncosa предположительно прошли свыше 17 миллиардов евро.

В оперативном управлении отца и сына Гришиных также находится компания Teslanar Limited, которая тоже имеет юридический адрес на Британских Виргинских островах.

Схема

Дела о хищении в Мордовии и Самарской области при строительстве гособъектов могут быть переквалифицированы в противоправную деятельность целой группы чиновников.

Правоохранительные органы в Самарской области сейчас расследуют несколько уголовных дел, участниками которых могли быть подчиненные Гришина. В частности, их подозревают в том, что чиновники выплатили 15,8 миллиона рублей подрядчику, который не выполнил работы при строительстве образовательного центра в р.п. Кошки. Более 100 миллионов рублей было потрачено при строительстве технопарка «Жигулевская долина».

В 2018 году были арестованы по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями бывшие подчиненные Гришина — Реналь Мязитов и Светлана Моравская. В региональном минстрое Моравская распоряжалась бюджетными деньгами, предназначенными для масштабного капитального строительства и реконструкций. По версии следствия, она нанесла ущерб региональному бюджету на сумму более 200 миллионов рублей, оплатив работы по укреплению берега Саратовского водохранилища, хотя подрядчик нарушил предусмотренные контрактом требования.

В Самаре одноклассник Гришина Виктор Костин руководил областным фондом поддержки индивидуального жилого строительства, впоследствии он стал фигурантом уголовного дела. По версии следствия, он незаконно начислял себе премии на 6,5 миллиона рублей, злоупотребив полномочиями и растратив бюджет. Суд признал его виновным, Костин получил 4,5 года колонии общего режима.