Транспарентность арбитражных судов в РФ была и остается одним из важнейших направлений рейтинговых исследований РАПСИ. Предыдущие исследования были посвящены в основном открытости арбитражных судов в Интернете. Тем не менее, сторонам по делу, возможным участникам судебных разбирательств, журналистам и рядовым гражданам очень важно получать информацию из суда также и по привычным и проверенным временем каналам коммуникации, прежде всего телефонным.

Редакция РАПСИ провела исследование, в ходе которого пыталась выяснить, насколько быстро можно дозвониться в арбитражные суды Российской Федерации и можно ли это сделать вообще. Результаты исследования приведены в рейтинге "телефонной открытости" арбитражных судов. В него вошли арбитражные суды всех субъектов РФ. Аналогичные исследования в рамках серии рейтингов телефонной открытости РАПСИ намерено провести и по другим звеньям подсистемы арбитражных судов. .

Исследование проводилось в несколько этапов.

Сначала были определены телефоны справочных служб каждого из судов. Источниками информации для этого явились официальные сайты судов.

Затем с официальных сайтов судов были собраны данные об официальном времени работы судов, когда, соответственно, должны быть доступны телефоны их справочных. Так как звонки в суды осуществлялись из Москвы, данные были скорректированы с учетом часового пояса, в котором находится каждый из судов.

"Обзвон" судов до получения первого результата состоял из трех этапов: утро (30 минут после начала работы), обед (за 20 минут до перерыва на обед), вечер (за 30 минут до конца рабочего дня). Время, затраченное оператором РАПСИ, на  достижение результата с момента первого телефонного гудка и отражено в настоящем рейтинге. Чем быстрее в суде брали трубку, тем выше его позиция в рейтинге. Три этапа "обзвона" были введены, чтобы исключить случайность в выводах, а также для случаев, когда телефон суда оказывался занят. Если результат был получен, и трубку в суде снимали, то более звонков в этот суд оператором не производилось.

Длительность ожидания ответа на звонок составляла 30 секунд. В случае превышения это временного интервала суд штрафовался на 20 секунд. Эти 20 секунд плюсовались к времени, затраченному оператором на дозвон до суда при следующем звонке. Штраф в 20 секунд вместо 30 введен намеренно, чтобы сделать условия исследования максимально лояльными для объектов исследования.

Если линия была занята, то штраф не начислялся, и время в таблице было указано по времени следующего этапа обзвона. При этом если все три раза наш оператор попадал на занятую линию, то суд занимал нижние позиции в рейтинге, так как до него фактически невозможно дозвониться и занятость линии в данном случае нельзя считать случайным фактором.

В итоге на 20 секунд были оштрафованы 19,5% от всех арбитражных судов субъектов РФ – 16 судов из 82. В их число вошли: Арбитражный суд Ростовской области, Арбитражный суд Воронежской области, Арбитражный суд Чеченской Республики, Арбитражный суд Амурской области, Арбитражный суд Республики Дагестан, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Арбитражный суд Республики Адыгея, Арбитражный суд Забайкальского края, Арбитражный суд Ставропольского края, Арбитражный суд Пермского края, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), Арбитражный суд Саратовской области, Арбитражный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, Арбитражный суд города Москвы, Арбитражный суд Иркутской области.

Примечательно, что арбитражные суды Калужской и Нижегородской областей 20-секундного штрафа не получили, но показали результаты худшие, чем у большинства оштрафованных судов.

Также последние места в рейтинге в рамках примененной методологии заняли те суды, в справочных которых 3 раза так и не взяли трубку. Таковым оказался Арбитражный суд Московской области, где  звонящий абонент слышал автоответчик, но до соединения с оператором дело не дошло при трех попытках дозвониться. Кроме АСМО абсолютно недоступным оказался только Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, операторы информационной службы которого постоянно были заняты.

Лидером рейтинга стал Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики, операторам информационной службы которого потребовалось менее секунды, чтобы снять трубку и принять звонок из РАПСИ. Очень оперативно (менее трех секунд) отвечают операторы в 12 судах из 82 (14,6%), помимо уже упомянутого лидера рейтинга в их число вошли Арбитражный суд Красноярского края, Арбитражный суд Камчатского края, Арбитражный суд Сахалинской области, Арбитражный суд Алтайского края, Арбитражный суд Республики Татарстан, Арбитражный суд Смоленской области, Арбитражный суд Владимирской области, Арбитражный суд Смоленской области, Арбитражный суд Владимирской области, Арбитражный суд Белгородской области, Арбитражный суд Псковской области, Арбитражный суд Самарской области, Арбитражный суд Еврейской автономной области.

Среднее время дозвона до суда составило 11,3 секунды. 62% представленных в рейтинге судов показало результат выше среднего, что говорит о том, что аутсайдеры рейтинга ощутимо отстают не только от его лидеров, но и от условного среднестатистического арбитражного суда субъекта РФ.

Примечание: В таблице Арбитражный суд Пермского края разделен на два суда: собственно, краевой суд и его постоянное представительство в городе Кудымкаре.