МОСКВА, 29 фев - РАПСИ. Предполагаемые участники Автономной боевой террористической организации (АБТО), обвиняемые в нескольких эпизодах терроризма, начали давать показания, передает корреспондент агентства РАПСИ/rapsinews.ru из зала Мосгорсуда.

Как следует из материалов дела, восемь москвичей во главе со студентом РХТУ имени Менделеева Иваном Асташиным по кличке Паук, организовали националистическую террористическую организацию, примыкавшую на определенных этапах своей деятельности к движению против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Следствие утверждает, что участники группы в 2009 году - начале 2010 года совершили восемь терактов против сотрудников правоохранительных органов и уроженцев Кавказа.

В среду был допрошен один из подсудимых - Максим Иванов. Он сказал, что никогда не придерживался националистических взглядов, а с предполагаемым лидером группировки подружился на почве любви к походам и отдыху на природе. Он признался в участии в поджоге здания управления ФСБ, но отрицает, что у этого действия были политические или экстремистские мотивы, заявляя, что воспринимал поджог "как хулиганство, как обычное веселье".

"Я признаю себя виновным, что разбил окно в здании, но с квалификацией этого действия как терроризм не согласен", - заявил подсудимый. Иванов рассказал, что в школе очень любил ходить в походы, но когда переехал в Москву оказался лишенным такой возможности, поскольку здесь у него практически не было друзей. Положение спасло его знакомство с Асташиным. "Наше знакомство произошло на почве общих интересов, мы оба любили выезжать на природу отдыхать", - отметил он. По словам Иванова, эти походы, вопреки версии обвинения, нельзя назвать тренировками, там никто не заставлял заниматься физкультурой и тем более не объяснял, как пользоваться ножами. Он выразил недоумение, откуда в деле есть подобные видеозаписи уроков.

"Мне нравилось проводить время в этой компании, так никто не пил и не курил", - заявил подсудимый.

"Пару раз Асташин привозил с собой флаг со свастикой, но я этому значения не придавал", - добавил Иванов. По словам подсудимого, некоторые участники походов фотографировались на фоне нацистского флага, но он считал это неприемлемым, хотя ничего и не говорил, чтобы "не накалять обстановку и не создавать недопонимания".

Рассказывая суду об инкриминируемых событиях, Иванов отметил, что однажды Асташин предложил ему "похулиганить", и вызвал на встречу. "Он сказал, что будем поджигать задние, но не сказал, что это отделение ФСБ, опознавательных знаков и света там не было", - отметил подсудимый. Он сказал, что перелез через забор, кинул камень в окно, разбил стекло и убежал. Как произошло возгорание он уже не видел, оно происходило у него за спиной.

Как позже выяснилось, Асташин снимал все происходящее на камеру мобильного телефона, хотя и не предупредил соучастников. А через несколько дней эта запись появилась в интернете. "Когда я узнал, что это здание было отделением ФСБ, это меня насторожило, а когда увидел запись в интернете, то испугался и перестал общаться с Асташиным и другими, поменял номер телефона и устроился на работу, чтобы помогать семье", - заявил Иванов.

Он добавил, что у поджога не было никакого мотива, это было "обычное хулиганство". "Я не осознавал последствий, воспринимал все как шутку, как веселье", - сказал он.

Иванов также отметил, что не знал о существовании АБТО и услышал это название только от следователя.

На следующих заседаниях показания дадут другие подсудимые. Согласно установленному судьей порядку, Асташин будет допрошен последним.

Позиция обвинения

Обвинение считает, что Асташин по прозвищу "Паук" был создателем и идеологом АБТО. По мнению обвинения, он был приверженцем идей о превосходстве русских перед другими национальностями и пропагандировал радикальный национализм. В итоге он вовлек в организацию других соучастников, большая часть из которых были несовершеннолетними. Своей целью они ставили осуществление взрывов и поджогов для устрашения людей и влияния на внутреннюю политику власти, чтобы, в частности, добиться ужесточения миграционной политики.

В частности, 20 декабря 2009 года, в день профессионального праздника работников органов государственной безопасности, члены организации осуществили поджог отдела по Юго-Западному административному округу Управления ФСБ по Москве и Московской области, бросив в окно бутылку с зажигательной смесью. Согласно обвинительному заключению, распространение пожара было прекращено благодаря находившемуся внутри дежурному.

Также националисты осуществили поджог отделений милиции в Лосиноостровском и Щелковском районах. Кроме того, они поджигали и осуществляли взрывы в палатках, кафе и машинах, принадлежащих лицам не славянской внешности. Все преступления были зафиксированы на видеокамеру для последующего создания роликов с целью пропаганды своей идеологии.