С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 янв - РАПСИ. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решения нижестоящих судов по делу о взыскании с ОАО "Адмиралтейские верфи" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) в пользу нижегородского ЦКБ "Лазурит" 176,346 миллиона рублей по договору на проектирование глубоководного водолазного комплекса (ГВК), сообщается на сайте Высшего арбитражного суда РФ.

Соответствующий иск "Лазурита" направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

"Поскольку судами обеих инстанций не установлены в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а исследование доказательств по делу выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции", - говорится в постановлении федерального арбитража.

"Лазурит" оспаривал в кассации октябрьское постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, принятое по жалобе "Адмиралтейских верфей".

Судозавод, в свою очередь, добивался отмены решения арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, принятого в июле 2012 года по иску "Лазурита".

Договор был расторгнут по решению Минобороны

Договор, на основании которого подан иск "Лазурита", был заключен 18 мая 2006 года. Он предусматривал проектирование водолазного комплекса для спасательного судна проекта 21300 в рамках контракта "Адмиралтейских верфей" с Минобороны от 24 октября 2005 года. Согласно материалам арбитража, стоимость работ первоначально была согласована сторонами в размере 672,98 миллиона рублей, а в ноябре 2010 года увеличена до 928,19 миллиона рублей.

Поскольку ЦКБ "Лазурит" нарушило сроки исполнения обязательств по проектированию ГВК, договор был расторгнут с 21 декабря 2011 года.

"Суд приходит к выводу, что основанием для прекращения контракта явилось решение государственного заказчика о прекращении государственного контракта", - отмечается в материалах суда.

По оценке арбитража, судозаводу при прекращении работ по вине заказчика следовало оплатить их "по фактическим произведенным затратам с уровнем рентабельности, предусмотренным в цене на данную работу".

"Лазурит" не обосновал затраты

Суд второй инстанции, принимая решение об отказе во взыскании денежных средств с "Адмиралтейских верфей", исходил из отсутствия надлежащих доказательств.

"Апелляционный суд, оценив в совокупности представленные в материалы дела документы, в связи с отсутствием достаточных, относимых и допустимых доказательств требований истца, считает их необоснованными, а иск - не подлежащим удовлетворению. Решение от 5 июля 2012 года следует отменить, в иске отказать", - указывалось в постановлении Тринадцатого арбитража.

В судебном акте отмечалось также, что из расчета "Лазурита" его затраты на проектирование ГВК составили около 740 миллионов рублей, при этом аванс по договору составил около 600 миллионов рублей.

Судозаводу отказали во взыскании

Арбитражный суд Нижегородской области в августе отказал ОАО "Адмиралтейские верфи" в иске к ЦКБ "Лазурит" о расторжении этого же договора на проектирование ГВК и взыскании 222,68 миллиона рублей (187,53 миллионов рублей аванса, 12,97 миллионов рублей пени за нарушение сроков выполнения работ и 11,09 миллионов рублей процентов за пользование чужими денежными средствами).

Арбитраж посчитал тот факт, что спорный договор был расторгнут по решению Минобороны, основанием для того, чтобы отказать "Адмиралтейским верфям" в его расторжении.

Суд также отказал судозаводу во взыскании с конструкторского бюро аванса, пени и неустойки на основании анализа фактических затрат "Лазурита" на реализацию проекта и объема их оплаты со стороны "Адмиралтейских верфей".

По оценке суда, в рамках контракта на проектирование ГВК объем выполненных проектных работ составил 547,75 миллиона рублей, оплата была произведена в объеме 371,39 миллиона рублей.

"Фактические затраты ответчика подтверждаются документально, оснований для непринятия указанных затрат у истца не имеется. Кроме того, следует отметить, что фактические расходы превышают перечисленный истцом аванс. Работы, предусмотренные контрактом, были выполнены исполнителем, что подтверждается актами о приемке выполненных работ, подписанными исполнителем, соисполнителями и представителями военной приемки. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о взыскании аванса в сумме 187,53 миллиона рублей не имеется", - указывается в решении нижегородского арбитража.

Апелляционный суд в настоящее время приостановил рассмотрение жалобы судозавода на это решение до завершения аналогичных слушаний в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа.

Предложения "Лазурита" не устроили заказчика

В конце февраля 2012 года высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ РФ сообщил РИА Новости, что в рамках проекта строительства на "Адмиралтейских верфях" головного спасательного судна "Игорь Белоусов" для ВМФ России Минобороны РФ, ОСК и судоверфь приняли решение отказаться от услуг ЦКБ "Лазурит" по разработке глубоководного водолазного комплекса (ГВК-450) для этого судна. Также было принято решение о безусловном завершении строительства указанного судна в 2014 году без увеличения общей стоимости по госконтракту.

Спасательное судно "Игорь Белоусов" проекта 21300 было заложено в 2005 году. Постройка судна велась с существенными задержками по времени. Во многом причиной задержки строительства спасательного судна стали неудовлетворительные результаты разработки водолазного комплекса компанией "Лазурит", предлагавшей перенести сроки сдачи судна как минимум на 2015 год, а также увеличить финансирование на 1,3 миллиарда рублей и привлечь к разработке итальянскую компанию.

В конце октября 2012 года спасательное судно "Игорь Белоусов" было спущено на воду, его передача ВМФ России запланирована на 2014 год.

ОАО "Адмиралтейские верфи" - старейшая судостроительная верфь России, основанная 5 ноября 1704 года. Компания специализируется на проектировании, производстве и модернизации судов гражданского флота, а также строительстве кораблей военного назначения. В настоящее время мощности предприятия полностью загружены. В строительстве, в частности, находится две серии из шести подводных лодок: проект 636 для иностранных ВМС и проект 636.3 для ВМФ России. Завершается ремонт подводной лодки четвертого поколения проекта 677 ("Лада") "Санкт-Петербург".

ЦКБ "Лазурит" было образовано в 1953 году для проектирования и создания боевых и специальных подводных лодок, а также подводных сооружений и средств. Всего в России и за рубежом по чертежам "Лазурита" построено и переоборудовано 420 подводных лодок.