С.-ПЕТЕРБУРГ, 17 июл - РАПСИ, Кирилл Чулков. Конституционный суд РФ (КС) признал конституционным закон, наделяющий нотариальные палаты субъектов РФ числом голосов в собрании Федеральной нотариальной палаты по числу состоящих в них членов, говорится в отказном определении, опубликованном в четверг на сайте суда.

В КС обратился Промышленный районный суд города Ставрополя, который просил проверить конституционность части третьей статьи 31 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в редакции от 21 декабря 2013 года. Согласно оспариваемой норме, нотариальные палаты субъектов РФ получили в собрании Федеральной нотариальной палаты количество голосов равное количеству нотариусов - членов соответствующей нотариальной палаты. Ранее все нотариальные палаты имели в собрании Федеральной нотариальной палаты по одному голосу.

Заявитель полагает, что оспариваемая норма ставит нотариальные палаты в неравное положение и создает ситуацию, в которой решения по наиболее важным вопросам, в том числе финансового обеспечения Федеральной нотариальной палаты, принимаются ограниченным количеством нотариальных палат, в которых состоит наибольшее число нотариусов.

«Наделение представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации разным количеством голосов при принятии решений собранием представителей нотариальных палат, позволяющее учитывать число нотариусов в каждой них, не может рассматриваться как умаляющее и дискриминирующее права тех нотариальных палат, в которых состоит незначительное число нотариусов, – это одно из возможных средств достижения баланса интересов, в процессе которого могут оставаться и не удовлетворенные результатами голосования участники», - говорится в отказном определении.

КС отметил также, что оспариваемая норма не нарушает прав состоящих в нотариальных палатах нотариусов, поскольку их положение в процедуре принятия Федеральной нотариальной палатой решений по сравнению с прежним регулированием изменений не претерпело. Кроме того, сами нотариусы непосредственными субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым законоположением, не являются.

Кроме того, заявитель полагал, что оспариваемая норма ставит в неравное положение нотариальные палаты различных субъектов РФ и тем самым противоречит статье 5 Конституции РФ, устанавливающей равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

«Между тем положения статьи 5 Конституции Российской Федерации касаются взаимоотношений субъектов Российской Федерации как публично-правовых образований, к каковым нотариальные палаты – несмотря на двойственность их правового статуса, а именно принадлежность к институтам гражданского общества и одновременно выполнение публично значимых функций, – не относятся. Все полномочия, которые у субъектов Российской Федерации имеются в сфере нотариальной деятельности, осуществляются ими в равной мере», - говорится в определении суда.

Также несостоятельными назвал КС и доводы заявителя о якобы допущенных при принятии оспариваемой нормы нарушениях, которые выразились в том, что Федеральная нотариальная палата не участвовала в проведении экспертиз законопроекта, касающегося нотариальной деятельности. КС отметил, что такая экспертиза не является обязательной стадией законотворческого процесса. Процесс принятия оспариваемой нормы, сообщает КС, объективно носил открытый характер, и Федеральная нотариальная палата могла реализовать это свое полномочие.