С.-ПЕТЕРБУРГ, 14 ноя - РАПСИ, Кирилл Чулков. Конституционный суд РФ (КС) признал не соответствующей Конституции норму закона, предполагающую бессрочный запрет на профессию для сотрудников органов внутренних дел, ранее привлеченных к уголовной ответственности за деяния, которые впоследствии были декриминализированы, говорится в постановлении, опубликованном в пятницу на сайте суда.

Примирение сторон и деятельное раскаяние

Заявителями по делу выступили двое бывших сотрудников органов внутренних дел, Дмитрий Васин и Ирина Кравченко, уволенных со службы на основании оспариваемого пункта 7 части 3 статьи 82 федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Оспариваемая норма предполагает пожизненный запрет на профессию сотрудникам органов внутренних дел, в отношении которых было прекращено уголовное преследование по не реабилитирующим основаниям.

Заявитель Васин был осужден за неосторожное управление транспортным средством, повлекшее причинение вреда здоровью человека средней тяжести. Его дело закончилось примирением сторон. Кравченко совершила обман потребителей. Ее дело завершилось деятельным раскаянием.

В своих жалобах заявители указали, что к моменту увольнения совершенные ими преступные деяния были декриминилизированы. По делу Васина был исключен такой квалифицирующий признак, как причинение телесных повреждений средней тяжести, а статья «Обман потребителей» была вообще удалена из Уголовного кодекса РФ.

КС признал не соответствующим Конституции РФ оспариваемый пункт закона "в той мере, в какой он допускает увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудников, в отношении которых до вступления названного федерального закона в силу уголовное преследование по делам публичного обвинения прекращено в связи с примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием, если совершенные ими деяния на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнения со службы не признаются преступлениями", говорится в постановлении.

КС предписал законодателю внести соответствующие изменения в нормативную базу.

В своем постановлении суд также напомнил, что уголовный закон (статья 10 Уголовного кодекса РФ), устраняющий преступность деяния или смягчающий наказание лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на граждан, совершивших преступление до вступления такого закона в силу. В более ранних постановлениях конституционные судьи указывали, что правоприменители не вправе уклоняться от применения этого закона.

КС подчеркнул, что в сложившейся правоприменительной практике оспариваемая норма ставит заявителей «в неравное положение с сотрудниками органов внутренних дел, совершившими аналогичные деяния после их декриминализации, и в силу этого не соответствует конституционному принципу равенства всех перед законом и судом и нарушает конституционные права увольняемого лица».

"Суд защитил право граждан на профессию"

"Мы посчитали, что справедливость должна восторжествовать, и люди своим честным трудом могут дальше продолжать профессиональную деятельность. Дела Васина и Кравченко должны быть пересмотрены, так как их преступления были декриминилизированы до вступления в силу оспариваемого ими закона", - сказал РАПСИ судья-докладчик по этому делу Владимир Ярославцев.

Это постановление, по его словам, было вынесено без проведения публичных слушаний, поскольку аналогичные вопросы уже были предметом рассмотрения КС. Сначала в суд обратились педагоги, много лет назад совершившие правонарушения небольшой тяжести, которым по новому законодательству запрещалось преподавать. Затем КС рассматривал ряд обращений по вопросу об увольнении контрактников.

"Настоящим решением Конституционный Суд продолжает свою линию защиты прав граждан на профессию: от учителей – к преследуемым по делу частного обвинения. И теперь – к вопросу, касающемуся публичного обвинения", - подчеркнул судья Ярославцев.