МОСКВА, 20 ноя – РАПСИ. Конституционный суд (КС) РФ признал не соответствующей Основному закону страны одну из норм федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях и содержится в постановлении №29-П, опубликованном в пятницу на сайте суда.

КС проверял конституционность пункта 1 статьи 10 закона о трудовых пенсиях по жалобе гражданина Николая Шматкова.

В 1995 году в отношении этого жителя Новосибирска, который 20 лет назад был директором Темиртауского филиала банка «Восток», было заведено уголовное дело. На основании постановления следователя Шматкова отстранили от должности и приостановили выплату зарплаты. После 11 лет предварительного и судебного следствия, в течение которых год он провел в тюрьме, а остальное время находился под подпиской о невыезде, Шматков был оправдан, за ним было признано право на реабилитацию, говорится в материалах дела.

Суды восстановили Николаю Шматкову трудовой стаж, но он получил отказ во включении всего периода восстановленного трудового стажа в страховой стаж для назначения трудовой пенсии. По закону о трудовых пенсиях, вступившему в силу 1 января 2002 года, в страховой стаж, который учитывается при определении права на трудовую пенсию, включаются только те периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд (сейчас эта норма воспроизведена в законе «О страховых пенсиях»). Страховая часть пенсии была рассчитана заявителю только до 31 декабря 2001 года, что повлияло на размер пенсии.

По мнению Шматкова, такая практика ограничивает пенсионные права граждан, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных.

Конституционные судьи согласились с доводами Шматкова. Конкретизация конституционно-правового принципа ответственности государства за незаконные действия органов государственной власти предполагает создание специальных публично-правовых механизмов, обеспечивающих восстановление нарушенных прав граждан, в полном объеме, отметили они в своем решении. При этом нормы пенсионного законодательства должны согласовываться с предписанием Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

Между тем восстановление пенсионных прав таких лиц возможно лишь применительно к периоду до 1 января 2002 года. Такое законодательное регулирование не согласуется с конституционными принципами справедливости и верховенства права, нарушает конституционные права на социальное обеспечение и возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц, отмечается в постановлении.

Оспоренная Шматковым норма признана не соответствующей Конституции. Законодателю предписано изменить ситуацию. Впредь до этого в страховой стаж реабилитированного лица должен включаться весь период отстранения его от должности.

Дело заявителя должно быть пересмотрено, постановили судьи КС.