САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 ноя – РАПСИ, Михаил Телехов. Решения Верховного суда (ВС) РФ, ухудшающие положение добросовестного налогоплательщика, не могут иметь обратной силы, говорится в опубликованном в среду на официальном сайте Конституционного суда РФ постановлении.

Этот вопрос был затронут в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта", которое сомневалось в конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, по результатам налоговой проверки за 2012-2013 годы в феврале 2016 года компании был доначиcлен НДС с пени и штрафом. "Сотрудники Федеральной налоговой службы РФ указали, что общество необоснованно применило установленную законом льготу по освобождению от уплаты налога на добавочную стоимость (НДС) за обслуживание морских судов и не уплатило его за установку бонового ограждения во время стоянки судна в порту, посчитав, что оказание этой услуги напрямую не связано с обслуживанием морских судов", – сказано в жалобе флота. Предприятие обратилось за разъяснениями в Министерство финансов РФ, но ведомство предложило им обратиться в Министерство транспорта РФ, которое письменно подтвердило флоту правомерность его действий, включая применение налоговой льготы. Но арбитражные суды, несмотря на разъяснение Минтранса, отказали предприятию в удовлетворении иска об оспаривании решения налоговых органов, сославшись на новое определение ВС РФ от 30 марта 2015 года, вынесенное по аналогичному делу, и не приняли во внимание то, что до этого много лет налоговые органы соглашались с применением указанной льготы.

В своем решении КС напомнил, что при изменении законодателем ранее установленных правил должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону, а также не может иметь обратную силу определение высшего суда, ухудшающее положение добросовестного налогоплательщика. По мнению КС, даже учитывая все риски предпринимательской деятельности, при планировании своей деятельности в 2012 году налогоплательщик не мог предвидеть, что спустя много лет на него будет возложена обязанность уплатить налог. "Оспариваемые нормы не предполагают обложение налогом на добавленную стоимость оказанных услуг буксиров по установке бонового ограждения судов, а также начисление пени и штрафов по данному налогу за периоды, предшествовавшие изменению толкования данной нормы судами применительно к указанному виду деятельности, когда в силу существовавшей ранее устойчивой правоприменительной практики, благоприятной для налогоплательщиков, такая деятельность относилась к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах и освобождалась от уплаты данного налога", – сказано в постановлении КС.

Кроме того, КС отметил, что оспариваемые нормы также не предполагают уклонение от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах органов государственной власти, уполномоченных на дачу таких разъяснений, указав, что Минфин должен был сам запросить дополнительные сведения у Минтранса и ответить на запрос флота.

Таким образом оспариваемые нормы признаны не противоречащими Конституции РФ, но правоприменительные решения по делу акционерного общества, принятые арбитражными судами в истолковании, расходящимся с конституционно-правовым смыслом, выявленным КС, должны быть пересмотрены.