С.-ПЕТЕРБУРГ, 4 июл — РАПСИ, Михаил Телехов. Сотрудники полиции обязаны привлекать виновных в совершении предусмотренных законами субъектов России административных правонарушений даже при отсутствии возмездных соглашений с местными органами власти, говорится в постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Не поймали ни одного попрошайку

Соответствующее решение было принято в связи с запросом Законодательного собрания (ЗакС) Ростовской области, которое просило КС проверить абзац 2 части 6 статьи 28.3 КоАП РФ на соответствие Конституции РФ. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Как следует из запроса ЗакСа, согласно оспариваемой норме полиция обеспечивает правопорядок, касающийся административных нарушений, прописанных в региональных законах, только при наличии возмездного соглашения между органом исполнительной власти субъекта РФ и Министерства внутренних дел РФ. Заявитель ставит под сомнение не только обязанность заключения данных соглашений, но и их условия, в соответствии с которыми правонарушения, не включенные в согласованный перечень, выпадают из компетенции полиции. Также ЗакС особо обратил внимание КС на возмездную основу данных соглашений, из чего следует, что изменение финансовых возможностей субъекта влечет отказ МВД от их подписания.

По мнению заявителя, отсутствие заключенных соглашений влечет возникновение ситуации, когда совершение административного правонарушения не пресекается и не наказывается. "Например, с 2015 года по настоящее время в Ростовской области не было составлено ни одного протокола за занятие попрошайничеством и организацию занятием попрошайничеством, ответственность за которые предусмотрена статьей 2.10 Областного закона Ростовской области от 25 октября 2002 года "Об административных правонарушениях", — говорится в запросе.

Также ЗакС отмечает, что в настоящее время, как на региональном, так и на муниципальном уровне отсутствуют органы, осуществляющие общественный порядок и общественную безопасность, и обладающие полномочиями по применению мер, обеспечивающих производство по делам об административных правонарушениях, а также по составлению административно-процессуальных документов в указанной сфере.

Полиция должна работать и безвозмездно

В своем решении КС РФ отметил, что оспариваемые нормы не могут быть признаны противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему нормативному содержанию предполагают, что заключение соглашений о передаче полиции полномочий по составлению протоколов о предусмотренных законами субъектов РФ административных правонарушениях направлено на обеспечение сбалансированного сочетания интересов, образующих единую систему федеральных и региональных органов исполнительной власти в части защиты прав и свобод граждан.

"Инициатива заключения таких соглашений должна исходить от субъектов РФ, которые не могут быть принуждены к их подписанию на неприемлемых для себя организационно-правовых, финансовых или иных условиях, а полиция не вправе произвольно отказывать в заключении таких соглашений. Также должностные лица органов внутренних дел обязаны в рамках полномочий, возложенных на них Кодексом об административных правонарушениях РФ и Федеральным законом "О полиции", оказывать содействие в привлечении виновных в совершении предусмотренных законами субъектов РФ административных правонарушений и при отсутствии соответствующих соглашений", — говорится в постановлении КС.

В нем также отмечено, что проект типового соглашения МВД носит рекомендательный характер, а процедура его заключения определяется Законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти".

Что касается возмездного характера соглашений, то, по мнению КС, речь идет о материально-техническом обеспечении оформления протоколов, к которому относится оргтехника, канцелярские товары, почтовые расходы, и такое финансовое бремя (с учетом зачисления административных штрафов в бюджеты субъектов РФ), не может рассматриваться помехой в обеспечении правопорядка и безопасности.

В постановлении отмечено, что данное решение КС не препятствует федеральному законодателю изменить условия наделения сотрудников полиции полномочиями по составлению указанных административных протоколов и ограничить компетенцию субъектов РФ в сфере законодательного регулирования административной ответственности.