САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 янв — РАПСИ, Михаил Телехов. Органы власти и арбитражные суды не вправе увеличивать время рассмотрения дел о нарушении лицензионного законодательства, применяя специальные сроки давности, предусмотренные при нарушении прав потребителей, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Дело оператора почтовой связи "СПСР-ЭКСПРЕСС", которому Роскомнадзор и арбитражные суды продлевали сроки давности до года при обязательных для рассмотрения лицензионных нарушений трех месяцев, подлежит пересмотру.

При этом оспариваемые положения части 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ признаны не противоречащими Конституции РФ.

От общего к специальному

Как следует из материалов дела, Роскомнадзор неоднократно обращался в арбитражный суд с заявлениями о привлечении "СПСР-ЭКСПРЕСС" к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионного законодательства, а именно за превышение установленных сроков доставки и утрату почтовых отправлений.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионного законодательства составляет три месяца, и после этого срока, даже если дело рассматривается в суде, производство должно быть прекращено.

Но надзорные органы и суды, принимая во внимание, что деяния почтовой службы повлекли за собой нарушение прав потребителей услуг связи, считают возможным применить к данным делам предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ вместо общего — трехмесячного, специальный — годичный срок давности административной ответственности для нарушений законодательства о защите прав потребителей.

Заявитель посчитал, что такое правоприменение нарушает конституционный принцип правовой определенности, потому что позволяет произвольно относить административные правонарушения лицензионного законодательства к нарушениям законодательства о защите прав потребителей и, исходя из этого, увеличивать срок давности привлечения к административной ответственности.

Каждому нарушению свои сроки

Как указал Конституционный суд (КС) РФ, специальные — это более продолжительные сроки давности привлечения к ответственности за правонарушение, которые обусловлены дифференцированным подходом к обеспечению неотвратимости ответственности, продиктованным существенными различиями тех или иных административных правонарушений. Ответственность за нарушение лицензионного законодательства исключает возможность распространения на него продолжительного — годового срока давности, который предусмотрен за нарушение прав потребителей.

Как считает КС, превышение оператором почтовой связи сроков доставки и утрата почтовых отправлений не исключают возможности привлекать его к ответственности за нарушение прав потребителей с предусмотренным специальным сроком давности.

"При нарушении лицензионного законодательства должен применяться общий — трехмесячный срок давности привлечения к ответственности. При наличии оснований это не препятствует наказанию лиц по статье 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований) в течение годичного срока давности, предусмотренного за нарушение прав потребителей; равно как и не исключает права потребителей требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда", — говорится в постановлении КС.

Таким образом, оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ, так как не предполагает распространение годичного срока давности на привлечение к ответственности за нарушение лицензионного законодательства. 

Передавать Роспотребнадзору

Как пояснил после заседания РАПСИ судья-докладчик Сергей Князев, органы власти и суды должны блюсти и не отступать от требований закона, а в данном случае соблюдать сроки давности привлечения к ответственности. "В законе все прописано очень четко. Два дня дается на составление протокола, три дня — на передачу его в суд, пятнадцать дней — на рассмотрение дела судом. А в случае с заявителем, от передачи протокола в суд проходило до полугода перед его рассмотрением. Ладно, суд не успевает объективно — вследствие загруженности. Что мешает Роскомнадзору передать это дело Роспотребнадзору, который оформит протоколы за нарушение прав потребителей и сроки давности увеличатся? Наверное, отсутствие надлежащей коммуникации между ведомствами", — пояснил Князев.

Интересно, что в ходе слушаний этого дела представители органов федеральной власти говорили, что такая позиция Роскомнадзора и судов, наоборот, вызывает уважение, не давая нарушителю уйти от ответственности по формальным основаниям. Но КС не поддержал эту точку зрения.