МОСКВА, 4 апр — РАПСИ, Никита Ширяев. Искусственный интеллект не сможет полноценно заменить профессиональных судей, считает председатель Совета судей РФ Виктор Момотов. 

«Судья при вынесении решения руководствуется целым рядом оценочных и ценностных критериев, закрепленных в законе. Например, принципами справедливости и гуманизма при назначении наказания, требованиями разумности, добросовестности в гражданском праве. Понимание таких общих категорий формируется у человека в процессе социализации, воспитания, становления личности. Все это невозможно воспроизвести в программном алгоритме», — заявил Момотов во время пленарного заседания, посвященного открытию VI Московского юридического форума.

По его словам, на сегодняшний день говорить о замене судей искусственным интеллектом как минимум преждевременно.

Миф об объективном компьютере

Говоря о невозможности полностью исключить судей из процесса судопроизводства, Момотов упомянул о принципе пользовательского контроля, закрепленного в Европейской хартии об этических принципах применения искусственного интеллекта в судебных системах — первом международном акте, который регулирует использование искусственного интеллекта в правосудии.

«В соответствии с принципом пользовательского контроля, судья должен иметь возможность не согласиться с решением, предложенным искусственным интеллектом, и принять собственное решение по делу, а участникам спора должна быть предоставлена возможность прямого обращения к суду без применения искусственного интеллекта и право оспорить принятое с помощью искусственного интеллекта решение», — сказал Момотов.

Он также подверг критике точку зрения, согласно которой только искусственный интеллект сможет объективно и беспристрастно рассматривать судебные дела. «То, что искусственный интеллект будет нейтрален по отношению к человеку — это миф. Он был развеян еще в Новое время, когда стало понятно, что у техники есть своя автономия и независимость от человека. Система искусственного интеллекта спонтанно совершенствуется, влияя на человека и подчиняя его себе, она может вырасти в опасный для человека мир, что отчасти происходит сегодня и становится уже неотвратимой угрозой», — отметил спикер.

Безальтернативный судья

Глава совета судей подчеркнул, что только человек с высоким уровнем правовой культуры может полноценно и всесторонне оценить доказательства по делу, а также разрешить спор при отсутствии правового регулирования рассматриваемых отношений, исходя из общих принципов права.

«С особенной ясностью невозможность замены судьи искусственным интеллектом проявляется в кассационном судопроизводстве. Основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке выступает не любое формальное нарушение, а только существенное нарушение правовых норм, которое повлияло на исход дела. Дать оценку тому, соответствует ли допущенное нарушение критериям существенности и способно ли оно повлиять на исход дела может только профессиональный судья», — уточнил Момотов.

Он пояснил, что компьютерный алгоритм будет фиксировать любое нарушение и приходить к выводу об отмене судебного акта даже в том случае, если формальная отмена приведет к такому же исходу дела.

Технологии на службе правосудия

Вместе с тем Момотов заявил о необходимости применения искусственного интеллекта при рассмотрении бесспорных требований, прежде всего, в приказном производстве, поскольку они не связаны с анализом правоотношений сторон и в большей степени носят технический характер.

«Сейчас в упрощенном производстве рассматривается более 75% гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и почти 60% дел — в арбитражных судах. Их постепенный перевод в электронную форму приведет к тому, что большинство дел будет рассматриваться путем оперативного и прозрачного обмена электронными документами», — отметил спикер.

По его мнению, повышению независимости судей будет способствовать внедрение автоматизированной системы распределения дел, позволяющей формировать судебный состав при помощи компьютерных программ с учетом уровня нагрузки и специализации каждого судьи. «Это позволит исключить любые предположения о возможном участии человеческого фактора в формировании состава суда. Данные системы в обязательном порядке будут применяться уже с первого сентября этого года», — сообщил Момотов.

Глава Совета судей также добавил, что с первого сентября 2019 года по всем категориям дел вводится обязательное аудиопротоколирование судебных заседаний, которое должно стать главной формой фиксации хода судебного процесса. Новация призвана избавить судебный аппарат от продолжительной и морально устаревшей работы по составлению бумажных протоколов, которые вызывают большое число замечаний со стороны участников процесса.