САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Нормы Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ не препятствуют пересмотру иска из-за увольнения не прошедшего аттестацию военнослужащего, если ведомственный приказ о проведении проверки на служебное соответствие в дальнейшем признан недействующим, но не со дня издания, а со дня вступления в законную силу отменяющего его судебного решения, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Аттестацию отменили после увольнения

Бывший сотрудник Федеральной службы охраны (ФСО) России Александр Таратухин оспаривал конституционность пункта 1 части 1 статьи 350 КАС РФ, согласно которому основанием для пересмотра судебного акта, состоявшегося в административном деле, по новым обстоятельствам является отмена судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному административному делу.

Нормы признаны соответствующими Конституции РФ, поскольку они не исключают возможности восстановления в судебном порядке нарушенных прав и законных интересов гражданина, связанных с прохождением им военной службы. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Таратухин был уволен с военной службы после прохождения аттестации, проведенной на основании Порядка ее организации, утвержденном приказом ФСО России от 29 апреля 2005 года №155. Как пишет в жалобе заявитель, вопреки существующим правилам нормативный акт не был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и официально опубликован. Верховный суд РФ по иску Таратухина признал этот Порядок недействующим. Однако суды общей юрисдикции отказались пересматривать его дело об увольнении, поскольку документ был отменен после вынесения судебного решения по делу об увольнении. Таратухин в жалобе указал, что оспоренная норма препятствует пересмотру дела по новым обстоятельствам и тем самым нарушает его права на судебную защиту и возмещение причиненного увольнением вреда.

Пересмотр не предопределяет удовлетворение притязаний

КС ранее отмечал, что такой подход нарушает права граждан. По мнению КС РФ, ситуация, в которую попал Таратухин, подрывает доверие к правосудию.

КС РФ указывает, что положения Арбитражного процессуального кодекса РФ, аналогичные оспариваемому, не препятствуют пересмотру дела по новым обстоятельствам вне зависимости от того с какого момента нормативный акт признан недействующим, отмечая, что соответствующие выводы были позже распространены и на положения Гражданского процессуального кодекса РФ.

"Оспариваемый заявителем по настоящему делу пункт 1 части 1 статьи 350 КАС РФ регулирует тот же, по сути, круг правоотношений, что и названные нормы гражданского и арбитражного процессуального законодательства. Кроме того, вплоть до 15 сентября 2015 года производство по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов публичной власти, а значит, и пересмотр вынесенных в таких делах судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам регламентировались именно нормами ГПК РФ (были продублированы в КАС РФ после введения его в действие — прим. ред.)", — сказано в материалах суда.

Поэтому соответствующие правовые позиции КС РФ должны приниматься во внимание судами и при применении оспоренной нормы.

"Это означает необходимость пересмотра дела Таратухина, при разрешении которого допущено применение оспоренной нормы в ее правонарушающем аспекте. Это, однако, само по себе не предопределяет удовлетворения правовых притязаний заявителя, поскольку суд не лишен возможности при таком пересмотре учесть все значимые обстоятельства, в том числе и то, повлияло ли признание недействующим нормативного правового акта в связи с нарушением требований о его государственной регистрации и официальном опубликовании на результат рассмотрения спора по существу", — говорится в постановлении КС РФ.