САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 мая — РАПСИ, Михаил Телехов. Положения закона о воинской обязанности не предполагают произвольного отказа в увольнении военнослужащих, после расторжения брака в одиночку воспитывающих несовершеннолетних детей, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Таким образом, оспариваемый жительницей Ростова-на-Дону Олесей Селиной абзац 5 подпункта «в» пункта 3 статьи 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" был признан соответствующим Конституции РФ. Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Уход за ребенок не совместим со службой

Согласно оспоренной норме, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам — в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает один. Ссылаясь на это положение в декабре 2018 года Селина подала рапорт об увольнении из Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области в связи с невозможностью совмещать службу с воспитанием часто болеющей четырехлетней дочери. Женщина указала, что разведена, а отец девочки живет в другом населенном пункте. Но аттестационная комиссия посчитала, что изложенные причины неуважительны. Суды, куда она направляла жалобы, отметили, что при расторжении брака место жительства ребенка определено не было, а в представленных заявительницей медицинских документах не содержится вывода о том, что ребенок нуждается в постоянном уходе. При таких обстоятельствах за Селиной не было признано безусловного права на увольнение согласно вышеуказанной норме. Тогда Селина обратилась в КС, посчитав, что по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, эта норма не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребенка не лишен родительских прав.

Досрочное увольнение контрактника

КС РФ отметил, что особенности правового статуса военнослужащего предполагают определенные ограничения, например, с учетом необходимости сохранения боеспособности воинских подразделений и обеспечения безопасности страны у контрактников отсутствует право уволиться досрочно по собственному желанию.

"Однако это возможно при наличии определенных обстоятельств (в том числе семейных), а также уважительных причин, объективно не позволяющих военнослужащему в полном объеме выполнять условия контракта", — подчеркивает КС . По его мнению, предусматривая возможность досрочного увольнения для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей в одиночку, оспариваемая норма не содержит конкретики относительно этих лиц, а действующие в сфере государственной службы законы и разъяснения ВС РФ не устанавливают исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери либо отца.

КС указал, что оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ.

"Она не может расцениваться как противоречащая конституционным предписаниям, поскольку направлена прежде всего на защиту интересов несовершеннолетних детей граждан, проходящих военную службу, и не предполагает произвольного, без тщательного исследования всех обстоятельств дела (включая состояние здоровья ребенка, возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним, и др.), отказа в увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших возраста 18 лет", — гласит постановление КС.

Дело Селиной подлежит пересмотру с учетом обозначенных правовых позиций.