МОСКВА, 30 дек — РАПСИ. Верховный суд РФ объяснил, как исчисляются сроки президента нотариальной палаты: изменения в закон не имеют обратной силы, поэтому запрет на занятие поста два срока подряд не распространяется на прошедшее время.

Высшая инстанция рассмотрела жалобу на избрание президентом Московской областной нотариальной палаты Станислава Смирнова: заявитель счёл, что победитель не имел права выдвигаться, так как ранее уже дважды занимал пост президента палаты, а 1 февраля 2014 года вступили в силу поправки, разрешающие исполнять должность президента нотариальной палаты одним и тем же лицом не более двух сроков подряд. Аналогичное требование было внесено в новую редакцию Устава Московской областной нотариальной палаты.

Таким образом, считает истец, избрание Смирнова президентом Московской областной нотариальной палаты на третий срок подряд является неправомерным. Однако Замоскворецкий суд Москвы его позицию не поддержал и иск отклонил. Суд первой инстанции исходил из того, что поправкам к закону не придана обратная сила, поэтому сроки пребывания Смирнова в должности президента палаты, предшествовавшие внесению изменений, не должны учитываться. По мнению суда, после вступления в силу законодательных новелл о нотариате (с 1 февраля 2014 года) срок осуществления Смирновым полномочий президента (с февраля 2014 года по февраль 2019 года) являлся для него первым, а последующее избрание — вторым. В связи с чем суд не обнаружил нарушений действующего законодательства. 

Но апелляционная инстанция это решение отменила и признала недействительным решения общего собрания членов палаты об избрании президентом Смирнова. Она сочла, что несмотря на вступление в силу новой редакции закона, предыдущий опыт президента все же учитывается. Второй кассационный суд общей юрисдикции это решение поддержал.

Однако ВС счёл, что эти выводы ошибочными.

Позиция ВС

Течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 Гражданского кодекса). Общим принципом действия гражданского законодательства во времени определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (статья 4 ГК РФ).

Как неоднократно отмечал Конституционный суд (КС) РФ, принцип закона во времени имеет целью обеспечение правовой определённости и стабильности законодательного регулирования и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порождённые ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (постановление от 22 апреля 2014 года №12-П; определения от 18 января 2005 года №7-0, от 21 ноября 2013 года №1840-О, от 2 июля 2015 года №1539-0, от 16 июля 2015 года №1779-0, от 9 февраля 2017 года №219-0 и др.).

«Основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону — исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя своё исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений», — приводит ВС позицию коллег из КС. 

Согласно материалам дела, Смирнова избрали на должность президента палаты в октябре 2008 года, а в феврале 2013 года было принято решение о продлении срока его полномочий на 4 месяца. Позднее в закон о нотариате внесли изменения, которые ввели ограничение на занятие одним и тем же лицом должности президента нотариальной палаты не более двух сроков подряд. Через четыре дня после вступления в силу этих поправок Смирнова вновь избрали президентом. 

Таким образом, до 1 февраля 2014 года ограничение числа сроков занятия должности президента нотариальной палаты предусмотрено не было, а когда ее ввели, то закону не придали обратную силу, напоминает высшая инстанция. 

«Соответственно, если избрание общим собранием членов нотариальной палаты президента нотариальной палаты на установленный уставом нотариальной палаты срок имело место до 1 февраля 2014 года, то этот срок не подлежит зачёту при исчислении количества сроков занятия лицом должности президента нотариальной палаты», — поясняет ВС. 

В связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ определила отменить решения апелляционной и кассационной инстанций и оставить в силе решение Замоскворецкого суда Москвы.