САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 мар — РАПСИ, Михаил Телехов. Суд отказал осужденному за взяточничество бывшему председателю военно-врачебной комиссии (ВВК) Военного комиссариата Петербурга Самиру Мурсалову в возврате залога в 4 миллиона рублей спустя четыре месяца после изменения ему меры пресечения на заключение под стражу, передает корреспондент РАПСИ из зала 1-го Западного окружного военного суда, где началось рассмотрение апелляций на приговор фигурантам уголовного дела о системе поборов с призывников за освобождение их от прохождения военной службы.

Две меры пресечения

Приговор в отношении Мурсалова и других фигурантов этого дела был оглашен в октябре 2021 года. Бывший председатель ВВК находился под залогом, но был приговорен к 8 годам колонии строгого режима, и, поскольку решение первой инстанции не вступило в законную силу, он был взят под стражу. Как пояснил коллегии судей Мурсалов, с тех пор в отношении него действуют две меры пресечения. "В приговоре сказано, что залог должен быть возвращен залогодателю. Но его так и не вернули. А я тем не менее нахожусь в СИЗО. Мы занимали эти деньги и их нужно возвращать — 4 миллиона рублей были отданы в качестве залога в 2018 году. Скоро инфляция превратит серьезную тогда сумму в ничто. Ходатайствую о возврате залога залогодателю", — сказал Мурсалов.

Адвокаты обвиняемого поддержали его позицию. Прокурор высказался против. Он подтвердил, что в приговоре говорится о возврате суммы залога залогодателю, но пояснил, что приговор не вступил в законную силу, и не смотря на то, что Мурсалов находится под стражей, деньги не могут быть возвращены до момента принятия решения апелляционной инстанцией.

После обсуждения этого ходатайства коллегия судей приняла решение отказать в его удовлетворении. "Приговор, в котором сказано о возврате залога залогодателю, еще не вступил в законную силу. На данной стадии рассмотрения (суд еще не приступил к судебному следствию — прим. ред.) этот вопрос не может быть решен",— пояснил Мурсалову председательствующий.

Система поборов

По данным обвинения, Мурсалов руководил группой, занимавшейся системным получением взяток за освобождение призывников от прохождения военной службы по состоянию здоровья путем признания их ограниченно годными к военной службе как на законных, так и на незаконных основаниях. Следствие считает, что фигуранты способствовали освобождению призывников от прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ, получая за это взятки от 120 до 160 тысяч рублей.

Мурсалову вменяется 8 преступных эпизодов. Другим 8 фигурантам вменяют от 1 до 4 эпизодов. Они были приговорены Санкт-Петербургским гарнизонным военным судом к условным срокам и штрафам.

По словам защитников Мурсалова, обвинение в основном строилось на показаниях врача из ВВК Красносельского района Владимира Крупина, который пошел на сделку со следствием и в отдельном производстве был приговорен гражданским судом к условному сроку. "Это через счета Крупина проходили миллионы, а не через счета Мурсалова и других осужденных. Давая показания на коллег, Крупин распылял ответственность, и у него получилось — ему дали условный срок", — сказал адвокат Владимир Кузьмин.

По словам защитников и самого Мурсалова, в трактовке статьи 290 УК РФ (взяточничество) он не являлся должностным лицом, организационных решений не принимал и не мог влиять на решения врачей призывных комиссий.

Также адвокаты отмечали, что бывшие призывники, которые не хотели служить в армии и якобы платили за это деньги, которые выступали свидетелями на процессе, так и не пошли служить — все предоставляющие отсрочку заболевания в их документах остались неизменны.