Президент выступил с Бюджетным посланием перед Федеральным Собранием и Правительством. Этот документ не является нормативным актом, но в нем содержатся основные предложения в сфере бюджетной и налоговой политики на предстоящие годы. Что именно ожидает налогоплательщиков в ближайшее время и как изменится налоговое законодательство? Своим экспертным мнением с РАПСИ делится партнер юридической компании "Налоговик" Сергей Варламов.

Конъюнктуру – под контроль

Первое, на что, конечно же, обратили внимание все заинтересованные слушатели и читатели, – это предложение отказаться от повышения налоговой нагрузки на несырьевые секторы экономики как минимум до 2018 года. Государственная налоговая политика в этой сфере сохраняет не только и не столько фискальный характер, сколько экономический: за счет более выгодного налогообложения предполагается стимулировать развитие этих отраслей.

Международный опыт показывает, однако, что эффективное развитие высокотехнологичного производства и науки в целом достигается при постоянном субсидировании этой отрасли из бюджетных источников, то есть одних налоговых освобождений для получения заметных результатов явно недостаточно. Например, Финляндия в 1970-ые годы тоже была страной с ресурсной экономикой, основным источником доходов которой служила продажа лесоматериалов, сегодня же  признается одной из наиболее развитых в мире IT-экономик. При этом постоянные бюджетные вливания в эту сферу составляют не менее 3,5% от ВВП страны. Похожих результатов добились и другие страны Европы, вкладывавшие в свое инновационное будущее.

Но у нас основным источником доходов бюджета будут оставаться налоги, поступающие от компаний, занятых добычей и продажей природных ресурсов. И не исключено, что для них налоговые ставки будут в ближайшие несколько лет повышаться, несмотря даже на то, что уже сейчас на 2013-2014 г.г. заложен рост ставок НДПИ по газу в среднем на 20%.

До того времени, пока не будут достаточно развиты остальные сферы производства и услуг, уйти от "сырьевой" экономики не получится. А, принимая во внимание вступление России в ВТО, развиваться отечественному сельскому хозяйству и промышленности придется еще и в условиях жесткой конкуренции.

Борьба с уклонениями

Следующим важным аспектом выступает повышение эффективности налогового администрирования. В этой части отмечается важность превентивной работы в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов, позволяющей не только исключить недостаточное или несвоевременное поступление доходов в бюджет, но и обеспечивающей равные экономические условия для всех налогоплательщиков.

Одним из главных инструментов контроля становится внедрение электронного документооборота между государственными органами, социальными фондами и банками. В этой связи также могут быть усилены санкции по налоговым правонарушениям, установлены требования, на техническом уровне позволяющие своевременно выявлять и оперативно реагировать на случаи уклонения от уплаты налогов при помощи использования "однодневок", вывода доходов в иностранные юрисдикции или проведения фиктивных сделок. Кроме того, уже заметно усиливается контроль в отношении доходов физических лиц – в частности, согласовываются совместные действия с полицией по выявлению скрытной аренды жилых помещений и использования труда нелегальных мигрантов.

Упростить налоговый учет

Кроме того, уделено внимание неоправданной административной нагрузке на компании, облагаемые налогами по общей схеме. Дело в том, что таким организациям приходится вести несколько учетов параллельно – общий бухгалтерский учет, позволяющий в любой момент времени оценить объем имущества и обязательств компании, а кроме того, специфические виды налогового учета.

Для расчета налога на прибыль, согласно требованиям главы 25 Налогового кодекса РФ, ведутся специальные формы налоговых регистров, для проведения расчетов по НДС в соответствии с требованиями главы 21 Налогового кодекса РФ применяются счета-фактуры и книги, в которых отдельно регистрируется их выдача или поступление, а также оплата.

В Бюджетном послании предлагается упростить налоговый учет с тем, чтобы предоставить возможность налогоплательщикам использовать документы бухгалтерского учета для подготовки налоговой отчетности. Но у налогоплательщиков уже есть такое право – в ст. 313 Налогового кодекса РФ разрешается использовать регистры бухгалтерского учета, нужно лишь добавлять в них необходимые реквизиты. Еще в 2002 году было принято ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", который, по сути, описал порядок отражения специфических отклонений налогового учета на бухгалтерских счетах.

Для преодоления различий потребуется существенно изменить методологию расчета прибыли для целей налогообложения, что маловероятно. Скорее всего, отдельные изменения коснутся налоговых преференций вроде амортизационной премии или ограничений по расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль. В учете НДС также есть ресурсы для оптимизации – например, необходимость трижды записывать один и тот же факт реализации при поступлении предоплаты.

Истинное сближение неизбежно потребует существенных поправок в действующий Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты, регламентирующие порядок обращения счетов-фактур.

Популярный бюджет

Кроме того, в Послании указывается на существенный недостаток в практике реформирования налогового законодательства в последние годы – в течение календарного года изменениям подвергается более тысячи правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

Значительная часть поправок направлена на устранение неточностей и иных погрешностей предыдущих поправок. Такое низкое качество законодательной работы существенно снижает доверие предпринимательского сообщества к государственным инициативам и тормозит инвестиционную активность. Также обращается внимание на недостаточную проработку финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам бюджета или сокращающим поступление доходов.

Для устранения этих недостатков необходимо более высокое юридическое качество предлагаемых законопроектов, тщательный анализ и, возможно, корректировка предложений в процессе согласования с правительственными комиссиями и государственными органами.

Наконец, будет проведена работа по представлению обществу бюджетов всех уровней в такой форме, чтобы они были понятны и максимально информативны для любого гражданина, в том числе и неподготовленного пользователя – несведущего в вопросах финансов и не имеющего экономического образования. Такая отчетность позволит сделать бюджетный процесс более прозрачным и понятным для всех налогоплательщиков. Ведь если каждое акционерное общество в состоянии представлять такую информацию, то государственные органы тем более должны отчитаться перед своими гражданами.

В регионах подобная работа уже делается – например, в Московской области, Карелии, Татарстане и других субъектах постоянные отчеты и наглядные сравнительные данные о доходах и расходах региональных бюджетов публикуются постоянно в сети Интернет. На сайте Минфина также есть подробная информация о региональных бюджетах, публикуются результаты оценки исполнения региональных бюджетов. Этот опыт вполне может быть использован для общероссийского "открытого бюджета".