Крупные слияния на российском рынке юридических услуг в последнее время происходят нечасто. Прошлый год запомнился объединением адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" (ЕПАМ) с фирмой Magisters. Эту сделку многие эксперты, правда, назвали не слиянием, а дружеским поглощением.

В начале апреля текущего года была официально завершена другая сделка, уже международного масштаба. Единым целым под названием Dentons стали сразу три крупных юрфирмы – Salans, Fraser Milner Casgrain и SNR Denton. Немецкий адвокат Флориан Шнайдер (Florian Schneider), управляющий партнер московского офиса Dentons, в эксклюзивном интервью рассказал РАПСИ, с какой целью три крупные юридические фирмы превратились в корпорацию, кого на юридическом рынке она теперь считает основными соперниками и почему местные юристы в каждой стране всегда лучше даже самых авторитетных иностранцев.

"Причина слияния лежит в географии"

- Впервые о возможном слиянии компаний Salans, FMC и SNR Denton на юридическом рынке заговорили еще осенью прошлого года. Формальное завершение этого процесса произошло буквально на днях. Почему процесс тянулся так долго?

- Да, официально датой рождения международной юридической фирмы Dentons можно считать 2 апреля этого года. Несколько месяцев на подготовку слияния потребовалось лишь потому, что все три структуры – большие и сложившиеся фирмы, которые нельзя взять и объединить, что называется, по мановению волшебной палочки. При этом голосование об объединении действительно прошло довольно давно – в конце ноября прошлого года. Первое сообщение для СМИ появилось еще до голосования. На тот момент все управляющие партнеры были готовы к объединению и мы хотели проинформировать общественность о наших планах.

Конечно же, в первую очередь мы торопились заранее проинформировать о происходящем наших клиентов. Ведь именно они должны были быть уверены, что объединение не отразится на их текущих проектах и качестве нашей работы.

- Полное название фирмы довольно сложно для восприятия, и звучит как Salans FMC SNR Denton Europe. При этом коротко вы называетесь именно Dentons. Новый бренд взят у самой крупной и узнаваемой структуры, в ущерб имиджу остальных двух?

- На самом деле все три компании к выбору бренда отнеслись очень профессионально. Одна крупная консалтинговая компания провела для нас исследование, какой из трех брендов наиболее узнаваем на крупных международных рынках. Очевидно, что рынки юридических услуг стран Запада гораздо старше российского, которому исполнилось только 20 лет. По итогам этого исследования и был создан наш новый бренд.

- Правильно ли я понимаю, что вы расцениваете объединение  как равноправное, и это не поглощение одной более сильной компанией двух более слабых, как на практике это нередко бывает?

- Да, конечно. Это равноправный союз. Ценность Dentons в том, что она объединила уникальный опыт и ресурсы трех ведущих юридических фирм с безупречной репутацией.

Если смотреть на штатную численность юристов в каждой из трех компаний, в международном масштабе у SNR Denton их было больше, чем у Salans или FMC. Но каждая из компаний, была заинтересована в расширении географического присутствия в определенных регионах и странах.

Хочу также отметить, что самое первое заседание глобального совета фирмы состоялось сразу после объединения именно в Москве, так как московский офис представляет стратегически важное значение для новой фирмы. На  заседании присутствовали  управляющие партнеры из США, Канады, Великобритании, Франции и ряда других европейских стран.

- В России год назад случилось не менее громкое слияние двух крупных игроков юридического рынка – адвокатского бюро ЕПАМ и международной юридической фирмы Magisters – которое также официально подавалось как объединение равноправных сторон. Результат – ЕПАМ не изменил ни символа в своем названии и процветает, а Magisters на рынке если и поминают, то лишь в прошедшем времени.

- Это совсем другая ситуация. В случае Dentons это именно объединение, причем очень масштабное, на международном уровне. Фактическое объединение офисов сегодня происходит в пяти городах – Москве, Алматы, Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В некоторых офисах процесс слияния еще не завершился, и сейчас рано оценивать итоги объединения по части кадров.

В московском офисе все юридические практики, существовавшие до объединения, остаются.

"Многие юристы восприняли наше появление близко к сердцу"

- Dentons на российском рынке делает ставку на адвокатах или юристах без адвокатской лицензии?

- У нас в штате есть и адвокаты и консультанты. Консультантов, конечно, больше.

- То есть в случае, если российские власти окончательно установят адвокатскую монополию в судах, у вас могут возникнуть временные трудности? Ведь части этих юрконсультантов придется тратить время, чтобы получить адвокатскую лицензию.

- Я не думаю, так как сейчас те юристы, которые по долгу службы выступают в судах, это именно адвокаты. Так что мы на себе этих возможных преобразований не почувствуем. Лично я как немецкий адвокат с немецким образованием прекрасно понимаю смысл установления адвокатской монополии в ваших судах.

- Одна из заявленных целей Dentons – «создать интегрированную глобальную организацию, которая станет седьмой крупнейшей юридической фирмой в мире по количеству юристов и специалистов». Вам самому слово «седьмой» не режет глаз? Или это попытка изначально предельно объективно оценивать реальное место новой компании на юррынке?

- Речь идет о глобальном масштабе. Войти в десятку крупнейших юридических фирм мира очень престижно. Dentons бросает вызов лидерам международного юридического рынка. Недавно я общался со своими коллегами из фирм-конкурентов на одном из семинаров – многие воспринимают новости о нашем объединении, скажем так, неоднозначно, принимают их близко к сердцу. Это действительно событие для международного юридического рынка.

- Перед вами, смотрю, лежит список из полутора десятка юридических практик, на которых делает акцент Dentons уже сейчас. Какие из них вы могли бы выделить и почему?

- Юристы Dentons специализируются в 24 отраслях экономики и 36 областях практики по всему миру. В России мы действительно развиваем не весь спектр этих практик. Нет смысла, скажем, развивать практику в области американского права или аборигенного права.  Наиболее активно мы сегодня развивам практику в области корпоративного права, слияний и поглощений, налогообложения, банковского права и финансирования, недвижимости, трудового права, разрешения судебных споров, интеллектуальной собственности, compliance.  Что касается отраслевых практик, то это энергетика и природные ресурсы, автомобильная промышленность, гостиничный бизнес, розничная торговля, товары класса «люкс», индустрия моды и красоты, телеком, фармацевтика, биотехнологии и медицина.

"Ваши чиновники – не главная проблема бизнеса"

- Какая самая любимая практика?

- Лично у меня - розничная торговля. Я возглавляю российскую и европейскую практики Dentons в этой сфере, Уже более 11 лет работаю с крупнейшими международными розничными сетями в России.

- Российский ритейл упоминается не только в деловых новостях, но часто бывает «гостем» криминальных сводок, а также фигурирует в различных уголовных делах. Эти факты не отпугивают юриста с европейским образованием и привычками ведения дел?

- Нисколько. Но это ведь отчасти объяснимо тем фактом, что у ведущих российских торговых сетей действительно много магазинов во многих городах, поэтому-то они время от времени и сталкиваются с самым широким кругом проблем. Для такого бизнеса это в порядке вещей. Если говорить применительно к нашим клиентам, уголовных дел в их отношении нет. По крайней мере, мне о них ничего не известно. Но вы совершенно напрасно считаете, что уголовное преследование в сфере ритейла – особенность России. За рубежом ритейлеры сталкиваются с аналогичными проблемами, особенно в отношении контрафактных и фальсифицированных товаров.

- В этом смысле есть ли у нашей страны характерная особенность, когда мы говорим о ритейле как об обособленной юридической практике?

- Разумеется. Многие российские города, и крупные, и небольшие, построены так, что далеко не в любом их месте можно строить большие торговые площадки типа гипермаркетов системы Cash&Carry. Причина – трудности с подведением коммуникаций и получением на это всевозможных разрешений. Из-за этого располагать объекты ритейла равномерно, чтобы они могли обеспечивать все городское население, крайне тяжело. Добавим к этому высокую стоимость недвижимости, значительные ставки аренды торговых площадей, даже в регионах.

- Добавляет проблем, наверное, и бюрократия на местах…

- Нет, человеческий фактор, чиновники, здесь не основное. Главная трудность, повторюсь, вызвана градостроительными просчетами.

- Какова в связи с этим кадровая политика Dentons применительно к работе в России? Вы делаете ставку на иностранных юристов, или все же местных?

- Количество иностранных юристов в штате офиса составляет приблизительно 10%. Аналогичная ситуация в наших офисах в других странах. Например, крупные M&A-сделки осуществляются по английскому праву, поэтому в штате юридической фирмы должны быть юристы, квалифицированные в Великобритании. Иностранные специалисты часто не только консультируют клиентов по другим видам права, но и помогают зарубежным клиентам лучше ориентироваться в российских реалиях, местном законодательстве и судебной практике.

Беседовал Владимир Новиков