Правовая неграмотность населения (бизнеса, представителей значительного числа СМИ, подрастающего поколения юристов) и отсутствие реальной заинтересованности в решении проблем законными методами, неразвитость идеологии правового государства являются причинами правового нигилизма российских граждан и "растерянности" бизнеса в правовом поле.

Для разрешения этих проблем необходима целенаправленная политика государства и работа каждого участника процесса «на своем участке», направленные на повышение правовой культуры государства.

К такому выводу пришли участники круглого стола "Проблемы и инструменты повышения правосознания и правовой культуры в регионах" на Юридическом инвестиционном форуме "Правовые аспекты инвестиционного климата в российских регионах", который открылся 3 июля в Архангельске.

Российское общество сегодня переживает сложный этап своего развития. В стране осуществляется преобразование экономической, социальной, политической сфер жизни, которое сопровождается, в том числе, реформой правовой системы, законодательства, механизмов и форм реализации права. Однако спрос за реализацию идеи повышения правовой культуры в стране не должен производиться исключительно с госчиновников. Развитие правосознания  требует вклада и участия в процессе всех участников юридического рынка.

Участники круглого стола поддержали идею, что правовое просвещение это способ показать бизнесу его прямые возможности и права. Следовательно, представители юридической профессии должны, по возможности, активно пропагандировать "здоровый правовой" образ жизни.

В целом, коллективная работа по правовому образованию, просвещению, по мнению участников мероприятия, должна проходить по следующим основным направлениям:

- реализация специальных образовательных программ и мероприятий в системе образования;
- проведение специальных проектов по созданию разнообразных форм правового просвещения широких слоев населения (обучающие семинары, информационное сопровождение судебных процессов, информирование населения через СМИ о новом законодательстве и изменениях действующего законодательства; и т.д.);
- взаимодействие юристов, судебных органов, бизнеса со СМИ в сфере активизации право-вой пропаганды среди населения;
- оказание содействия повышению уровня профессионализма лиц, обеспечивающих право-вое воспитание населения путем реализации идей регулирования профессии (например, ре-формы адвокатуры);
- возрождение и повышение роли "судебной журналистики" как инструмента увеличения открытости судопроизводства.

К слову, процесс создания законодательных, организационных и даже технических условий для возрождения и развития судебной журналистики в России в последние годы уже происходит. Однако практически взаимодействие СМИ и юридического рынка, органов судебной власти налажено еще недостаточно хорошо. В процессе обсуждения на архангельском форуме были приведены примеры западных коллег, юристов, которые не только открыты для взаимодействия с прессой, информационного сопровождения своих проектов, но и не считают зазорным обращения к специализированным компаниям за PR-поддержкой определенных судебных кейсов, и т.д.

Кроме того, в ходе мероприятия обсуждалась острая нехватка в сегодняшней правовой прессе таких жанров, как судебный очерк, аналитический обзор, журналистское расследование, проводимое при полном содействии самих юристов.

Участники круглого стола также высказали пожелания о формировании информационных и дискуссионных площадок для обсуждения актуальных правовых и юридических проблем и проведении обучающих мероприятий для юристов и бизнеса по взаимодействию с "четвертой властью".

Работа над ошибками

Как известно, репутация юриста и юридической фирмы является ключевым фактором их успеха. В том числе, донесение юристами до широкой аудитории деталей профессиональной работы по определенному проекту является отличной рекламой законных методов решения бизнес-проблем.
Однако даже успешный опыт необходимо постоянно подтверждать. Эффективным инструментом для этого как раз и являются СМИ.

Участники круглого стола в Архангельске сформулировали основные правила работы с прессой:

-Активное вовлечение представителей СМИ в совместную работу. Чем больше юрист расскажет про проект или кейс сам, тем меньше за него это сделают контрагенты и откровенные недоброжелатели.
-Актуальность и доступность информации. С бизнесом и СМИ следует говорить на одном языке. Причем чем проще слог, тем яснее мысль.
-Доверие пулу журналистов. Чем больше юрист снабжает прессу информацией (новости, аналитика, комментарии), тем лояльнее к нему становятся СМИ.

Само участие юристов, журналистов, предпринимателей в проектах по развитию правовой культуры помогает в формировании благоприятной деловой среды.

Ольга Бинда, Архангельск

РАПСИ благодарит организаторов Форума за предоставленную возможность провести эффективный диалог с юридическим бизнесом в регионе.