О будущем законопроекта об ограничении табакокурения и поправках в закон "О персональных данных", а также о "первой ласточке" цивилизованных взаимоотношений с потребителями от компании "Мегафон" в очередном выпуске авторской программы Виталия Ушканова "Право знать" рассказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

"Россия - первая в мире по количеству курящих: 44 миллиона россиян - регулярные курильщики. При этом уже двадцать лет в стране не предпринималось ни одной антитабачной кампании", - отметил Янин. По его словам, за все это время "было принято несколько неэффективных антитабачных мер: установили штраф в 100 рублей за курение в купе, запретили рекламировать табак на телевидении, и разместили предупреждающие надписи на сигаретных пачках".

Янин поддержал жесткий антитабачный законопроект Минздрава, отметив, что социологические опросы последних лет показывают, что примерно 70 процентов россиян поддерживают антитабачные меры. "Сейчас Минздрав, наконец-то, внятно изложил в законопроекте то, что закреплено в правительственной антитабачной программе", - подчеркнул Янин.

Комментируя возможные изменения в закон "О персональных данных", которые, помимо прочего, могут открыть банковскую тайну коллекторским агентствам, Янин отметил, что их можно будет принимать вместе с еще двумя законопроектами - о коллекторской деятельности и о банкротстве физических лиц. "Закон о коллекторах нужен, потому что сейчас они действуют по Гражданскому кодексу, их деятельность не лицензируется, нет положений, вносящих ограничения в их деятельность", - добавил Янин.

Янин назвал правильным решение суда, оштрафовавшего "Мегафон" на 30 тысяч рублей за утечку в Интернет SMS, отправленных пользователями через сайт компании.

Он также прокомментировал содержание второго иска к "Мегафону", который будет рассматриваться в Замоскворецком суде. "Там нет заявленной суммы требований, это иск в защиту неопределенного круга потребителей. Такая правовая конструкция позволяет установить факт нарушения прав потребителей и снимает с каждого последующего потерпевшего необходимость доказывать, что эти права были нарушены. Если факт будет доказан, в последующем истцам останется только заявлять в суде сумму своих требований", - отметил Янин. Он также добавил, что ситуация с "Мегафоном" не совсем типична для России, так как "компания сразу признала свою вину и предложила всем пострадавшим различные компенсационные пакеты".