МОСКВА, 2 янв — РАПСИ. Новый закон о юрисдикционном иммунитете позволит России не предоставлять иммунитет иностранному государству, когда спор связан с предпринимательской деятельностью, либо в случаях, когда иностранное государство принимает участие в организациях, осуществляющих деятельность на территории РФ, пояснил РИА Новости управляющий партнер юридической фирмы «Прайм лигал» кандидат юридических наук Арик Шабанов.

Закон об ответных мерах на неправомерные аресты российского имущества за рубежом вступил в силу 1 января 2016 года. Он позволяет ограничивать право иностранных государств не подчиняться некоторым национальным процессуальным правилам РФ на основе принципа взаимности. Теперь юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его имущества в России могут быть ограничены, если РФ в этой стране такой иммунитет предоставляется в более ограниченном объеме.

Шабанов отметил, что до настоящего времени в России использовался принцип абсолютного юрисдикционного иммунитета, то есть отсутствовали реальные механизмы, позволяющие РФ реализовать какие-либо меры судебного или исполнительного характера в отношении иностранного государства.

При этом под юрисдикционным иммунитетом понимается не только право на обращение в суд, но и право на принятие обеспечительных мер: арест, запрет на совершение каких-либо действий, право на исполнение решения суда, пояснил юрист.

«Его принятие даст возможность инициировать рассмотрение судебного спора, принять обеспечительные меры, исполнить решение суда в отношении организаций с участием иностранных государств, а также в отношении иностранных государств по спорам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности», — рассказал юрист.

Он напомнил, что данная законодательная инициатива не является новаторской, поскольку во многих государствах — в США, Великобритании, Австралии — аналогичные принципы прямо закреплены на законодательном уровне или применяются в силу сложившейся судебной практики — во Франции, Греции и Италии. Кроме того, конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности была принята ООН.

В июле 2014 года третейский суд в Гааге единогласно удовлетворил иск бывших акционеров ЮКОСа и обязал Россию выплатить им 50 миллиардов долларов. РФ не согласилась с этим решением, однако аресты российского имущества начались в ряде государств. В настоящее время юристы отстаивают интересы России в национальных судах стран, где произведены аресты.