МОСКВА, 13 фев – РАПСИ. Госдума РФ приняла в первом чтении президентский законопроект, который позволит ограничить применение к предпринимателям статьи 210 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей ответственность за организацию преступного сообщества и участие в нем. Инициатива, как говорится в сообщении нижней палаты парламента, была внесена президентом в ответ на прозвучавшую в ходе «прямой линии» просьбу предпринимательского сообщества.

Так, в статью 210 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за организацию преступного сообщества или преступной организации либо участие в них, законопроектом предлагается внести уточнение, в соответствии с которыми под действие данной статьи не подпадают учредители, руководители и работники юридических лиц или их структурных подразделений только в силу организационно-штатной структуры организации и совершения какого‑либо преступления в связи с осуществлением предпринимательской либо иной экономической деятельности. Исключение составляют случаи, когда такая организация (или ее структурное подразделение) были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

«Недопустимо, когда совершившие экономическое преступление предприниматели осуждаются по той же статье, что и члены ОПГ только из‑за того, что компания, в которой они работают, имеет организационно-штатную структуру. Принятая сегодня в первом чтении инициатива президента позволит исключить такие ситуации», — прокомментировал документ председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Смягчение валютного законодательства

Также Госдумой были одобрены в первом чтении внесенные президентом поправки, в которых предлагается изменить условия привлечения к ответственности за деяния, связанные с нарушением требований валютного законодательства РФ о зачислении или о возврате денежных средств. Эти изменения, как ранее отмечал глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, продиктованы текущей ситуацией в сфере внешней торговли, при которой российские экспортеры все чаще сталкиваются с задержками при получении или возврате валютной выручки, происходящими не по их вине — особенно когда экспорт осуществляется компаниями, попавшими в санкционные списки.

Так, статья 15.25 КоАП о нарушении валютного законодательства дополняется новой частью 5.2. В ней предусматривается административная ответственность за нарушение резидентом обязанности по репатриации валюты (по однократно проведенным валютным операциям или по неоднократным операциям в течение года) в сумме свыше 100 миллионов рублей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Рассмотрение дел об указанных правонарушениях предлагается отнести к подведомственности судей.

В случае если лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за такое деяние, совершит его повторно, то к нему будут применяться уже уголовные нормы. В этих целях вносятся изменения в статью 193 УК РФ. Одновременно с этим, в УК РФ устанавливаются суммы крупного и особо крупного размера нерепатриированных денежных средств: крупный размер — в сумме от 100 миллионов рублей, особо крупный — 150 миллионов рублей. Помимо этого, предлагается закрепить равную повышенную уголовную ответственность за указанные деяния, совершенные как группой лиц по предварительному сговору, так и организованной группой.

Кроме того, предлагается дополнить части 4, 4.1, 5 статьи 15.25 КоАП, предусматривающих административную ответственность за нарушение требований валютного законодательства о зачислении или о возврате денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Санкции за эти нарушения дополняются административным наказанием в виде предупреждения. При этом уточняется, что ответственность за повторное совершение указанных правонарушений наступает в случае, если лицо ранее было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.

Помимо этого, предлагается пересмотреть суммы налоговых недоимок по налоговым преступлениям. В этих целях вносятся изменения в статьи 198–199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ, касающиеся определения крупного и особо крупного размера неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов и иных обязательных платежей. Устанавливаются фиксированные пороговые значения указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключая возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).