Именно к такому выводу пришли эксперты в ходе организованного 27 октября РАПСИ мультимедийного видеомоста в РИА Новости. Поводом для обсуждения стали две вещи. Во-первых, президентские поправки к законодательству об оружии, ужесточающие оборот "травматики". Сейчас их рассматривает Госдума. Во-вторых, участившиеся в последнее время случаи неправомерного использования гражданами пистолетов с резиновыми пулями. Вместо защиты от преступных посягательств они нередко становятся "аргументами" при разрешении бытовых конфликтов.

Специалисты единодушны: гражданам надо предоставить право защищаться при помощи гражданского огнестрельного оружия. "Травматику" же следует постепенно изъять из оборота. Причина: эффективно противостоять с ее помощью криминальным элементам на практике крайне затруднительно.

 

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Противоречивая статистика

За пять последних лет, в течение которых на руках у россиян появилось свыше 1,2 миллиона единиц травматического оружия, при его помощи было совершено около 1500 преступлений, в результате которых погибло 60 человек. Для сравнения: за эту же пятилетку ДТП по всей стране унесли жизни 150 тысяч граждан.

Если верить цифрам, ситуация с "травматикой" не видится из ряда вон выходящей. Некоторые эксперты убеждены, что повышенное внимание к данному вопросу (в том числе и ежедневные сообщения СМИ об инцидентах и бытовых конфликтах, где такое оружие применялось) – следствие внесенных еще весной этого года президентских поправок к федеральному закону "Об оружии". Они в значительной степени ужесточают контроль в сфере оборота гражданского оружия.

Нечто подобное, если кто забыл, наблюдалось в первые месяцы реформы МВД РФ. Не проходило и дня, чтобы в прессу не просочился очередной материал о новых "душераздирающих" подвигах милиционеров. Появился законопроект "О полиции" - и поток сообщений о фактах милицейского криминала как-то сам собой начал спадать.

Как закрутить гайки

Авторы изменений в оружейное законодательство, если верить экспертам, идут не совсем по тому пути, по которому нужно. Недостаточно просто ужесточить оборот травматического оружия, чтобы он был соотносим с оборотом огнестрельного. Следует прописать в законах вполне конкретные вещи.

Так, по мнению члена Общественной палаты, адвоката Анатолия Кучерены, стоит официально запретить появление в общественных местах вооруженных "травматикой" граждан. Это позволит минимизировать применение "Макарычей", "Ос", "Стражников" в ходе бытовых конфликтов, то и дело возникающих в любое время суток в ресторанах, барах и кафе любой степени респектабельности. За неправомерное использование травматического оружия Кучерена предлагает лишать оружейной лицензии не на пять лет (как сейчас, при совершении за год двух правонарушений), а сразу а десять.

Кроме того, на взгляд адвоката, следует ужесточить ответственность медицинских работников, выдающих заключение о состоянии здоровья человека, желающего приобрести травматический пистолет.

Профессиональные психологи убеждены – одного лишь повышенного контроля за врачами мало. Недостаточно и справок, что гражданин не является постоянным клиентом психоневрологического или наркологического диспансеров. "Посмотрите на некоторые экземпляры, которые ходят по улицам. Они и плюются, и матерятся, и проявляют по любому поводу агрессию. При этом, скорее всего, на соответствующем учете не состоят. То есть могут практически свободно приобрести пистолет, стреляющий резиновыми пулями", - констатирует заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич. Он полагает, что выдавать разрешения на "травматику" надо только после положительного заключения психолога об отсутствии у соискателя лицензии повышенной агрессивности и обязательном наличии чувства социальной ответственности. Чтобы такое тестирование было не слишком уж коррупционным (а что мешает дать взятку и психологу за "правильные" выводы?), оно должно проводиться анонимно.

Сергей Гринин, председатель региональной общественной организации "Гражданская безопасность", убежден: желающим приобрести травматическое оружие как минимум надо сдавать анализы. Это позволит закрыть доступ в оружейные магазины лицам, употребляющим наркотики.

Коварная практика

Та же психология – наука тонкая. Не прошли по каким-то причинам тест, или не пришлись по душе специалисту? Значит, при случае будете защищаться бейсбольной битой, кухонным ножом или черенком от лопаты.

Между тем, только за прошлый год более 35 тысяч сограждан погибли от рук криминала, 70 тысяч человек получили тяжкие телесные повреждения. Такие цифры привел в ходе мультимедийного видеомоста Сергей Гринин.

"Совсем лишать граждан права держать в руках оружие – значит, нарушить их конституционные права на самозащиту", - считает адвокат Леонид Гержой, представляющий интересы Андрея Зиброва. Известный актер в апреле этого года лишился глаза после того, как во время драки оппонент выстрелил ему в лицо из травматического пистолета.

Случай с Зибровым для российской правоприменительной практики можно считать редким. И вот почему: реальный срок (три года колонии) получил человек, напавший на актера. Куда чаще за решетку сажают тех, кто при помощи травматического оружия действительно пытается защитить себя от уличного грабежа или разбоя. Все потому, что отечественная судебная практика не соответствует действующим законодательным нормам.

Мало соотносятся с реальным положением вещей и подзаконные акты. Например, нормативы Минздравсоцразвития. "Легитимным результатом применения "травматики", по мнению чиновников, может быть изменение психоэмоционального состояния нападающего не более чем на 10 минут, а также отсутствие у него проникающих ранений", - напоминает Сергей Гринин.

Проще говоря, о потенциальном преступнике авторы нормативов изначально позаботились больше, чем о честных гражданах.

Опасное легкомыслие

Травматическое оружие во многих ситуациях само по себе является для злоумышленников раззадоривающим фактором. Еще и потому, что может оставлять, как кажется некоторым, только синяки. К слову, гражданин, осужденный за нападение на актера Зиброва, по утверждению адвоката потерпевшего, рассуждал перед стрельбой именно так.

Участники мультимедийного видеомоста в РИА Новости уверены – окажись в руках гражданина "боевой" ствол, стрелять в оппонента в ходе обычной ссоры он вряд ли отважится. Поскольку велика вероятность понести ответственность уже за убийство.

Есть и другие факторы, говорящие в пользу легализации гражданского огнестрельного оружия. К примеру, мировой опыт красноречиво показывает: там, где оно разрешено, уровень преступности куда ниже, чем в регионах, власти которых опасаются доверять дееспособным гражданам оружие. "Стрельба в школах США происходит в районах, свободных от оружия. Там, где санкционировано его ношение, подобные инциденты не происходят. То же самое касается, например, Англии и Австралии", - констатирует Сергей Гринин.

Вывод

Следствием теоретически возможного в будущем разрешения легального оборота огнестрельного оружия должен стать полный запрет "травматики". Правда, на это государство вряд ли пойдет. Один из аргументов: запрет означает, что уже приобретенные миллионы стволов граждане должны добровольно сдать правоохранительным органам. По действующему гражданскому законодательству, такая реквизиция предполагает выплату соответствующих компенсаций. А это – нешуточный удар по бюджету страны.

Поэтому в ближайшие годы тем, кто хочет иметь под рукой пистолет, вольно или невольно придется считаться с новыми "правилами игры". То есть, по сути, и дальше обороняться на свой страх и риск, руководствуясь известным афоризмом "пусть лучше один судит, чем шестеро несут". Либо, опять же на свой страх и риск, забыть об оружии вообще.