Жалоб на автосервисы в Интернете море, а в обществах защиты прав потребителей подтверждают: ремонт машин – одна из областей, где обманы случаются чаще всего. Однако практикующие юристы обнадеживают: действенные способы противостоять уловкам есть! Сегодня мы разберем типичные подвохи, выясним, как от них уберечься, и что делать, если вы все-таки оказались жертвой недобросовестных работников автосервиса.

Обязательно ли платить за диагностику?

"Каждый раз, когда мне нужно что-то подремонтировать – даже если это простейший внешний дефект, в сервисе обязательно вписывают в счет услугу по диагностике", - жалуется на одном из форумов в Интернете Елена из Подмосковья. – "В последний раз, например, фару надо было заменить, и при этом очередной раз 2 тысячи за диагностику потребовали!"

Адвокаты, специализирующиеся на защите прав автовладельцев, поясняют: если вы просите исправить очевидный внешний дефект – вмятину на двери отрихтовать, поменять фару, дворники или стеклоподъемники, то платная диагностика расценивается как навязывание потребителю дополнительной услуги. Такое злоупотребление прямо запрещено статьей 16 закона "О защите прав потребителей". А если вы уже заплатили за диагностику, в которой не было необходимости, то вправе потребовать возврата денег на основании пункта 3 той же статьи 16.

Обратите внимание: если сотрудники автосервиса "шантажируют" - мол, без диагностики ремонтировать не будем – в то время как вам требуется лишь устранение очевидного внешнего дефекта, то это также является нарушением закона. Потому что оказание услуг по ремонту автомобилей относится к категории публичных договоров (статья 426 Гражданского кодекса РФ). Это означает, что автосервис обязан оказывать услуги каждому, кто обратится, и не вправе отказать.

Сообщите все эти аргументы старшему менеджеру или администратору со ссылками на законодательство. Нередко это оперативно срабатывает, отмечают юристы. В то же время имейте в виду: если ваши доводы не подействовали, можно обратиться  с жалобой на нарушение прав потребителей в органы Роспотребнадзора по месту нахождения сервиса. Координаты ведомства должны быть указаны в Уголке потребителя, а если в автосервисе такого нет (что само по себе является нарушением законодательства), то необходимые адреса-телефоны легко выяснить через сайт rospotrebnadzor.ru.

Не дайте сделать из мухи слона!

Если в автомобиле что-то стучит, звенит, протекает, машина глохнет и т.п., то тут без диагностики, конечно, не обойтись. Ее результатом может стать… крупномасштабная "разводка".

Фото Игоря Зарембо, РИА Новости

"У меня сломалась автоматическая коробка передач, в сервисе заявили, что нужно делать полную переборку, пришлось отдать больше 100 тысяч рублей", - рассказывает владелец немецкой иномарки Алексей. – "Через пару месяцев начались те же проблемы, заехал в другой сервис, а там "обрадовали": в такой ситуации без переборки спокойно можно было обойтись, ремонт стоит максимум 15 тысяч за все про все».

Это один из самых распространенных подвохов – когда в автосервисе делают из мухи слона, чтобы раскрутить автовладельца на более дорогой ремонт, подтверждают в обществах защиты прав потребителей. И дают совет: если вам насчитали заоблачную сумму, то проверить ее адекватность можно с помощью независимой автотехнической экспертизы. Координаты бюро таких экспертиз вы найдете в Интернете, стоимость сейчас колеблется в районе 5 - 8 тысяч рублей. Это, конечно, тоже не копейки, но такие расходы могут с избытком оправдать экономию, которую вы получите, если экспертиза разоблачит многотысячную уловку автосервиса.

Имейте в виду: в том числе вы вправе на основании акта экспертизы предъявить претензию автосервису, если уже после оплаченного ремонта выяснится, что часть работ была произведена без необходимости. Такие работы квалифицируются как дополнительные, навязанные потребителю, и возврата их стоимости можно требовать на основании упомянутого пункта 3 статьи 16 закона "О защите прав потребителей".

Адвокаты подтверждают, что в судебной практике есть прецеденты, когда автовладельцы добивались весомых компенсаций за неоправданный ремонт.

Фото Констина Чалабова, РИА Новости

Как убедиться в замене запчастей

Часто автовладельцы беспокоятся, что в автосервисе под шумок поменяют вполне работоспособные запчасти, оставят их себе (чтобы потом установить новым клиентам), да еще за таой подвох денег снимут. Как этого избежать?

Юристы обращают внимание: вы вправе потребовать, чтобы автосервис выдал вам на руки все детали, которые были изъяты из вашего автомобиля. Такая норма прописана в пункте 35 Правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 года № 2090, последняя редакция – от 23 января 2007 года).

Однако будьте внимательны: нередко в заказ-наряде, который оформляется при сдаче машины в ремонт, автосервисы делают графу "возвратить запчасти или утилизировать их". Если вы не поставите галочку возле слова "возвратить", то это расценивается как молчаливое согласие на утилизацию.

Кстати, те же Правила позволяют владельцу автомобиля при желании следить за процессом ремонта машины. Согласно пункту 31 исполнитель (автосервис) обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях. Разумеется, с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.

Анна Добрюха