Кирилл Митягин, кандидат юридических наук,
партнёр Nevsky IP Law

22 апреля Государственная дума в третьем чтении приняла законопроект № 428884-6. Проект несет глобальные изменения во взаимоотношениях государства и интернет-сообщества. Его нормы повлияют не только на деятельность соцсетей, блогов и форумов, но и на многие другие сайты, например, интернет-магазинов, позволяющих пользователям оставлять комментарии к товарам. Таким образом, новое законодательное регулирование может охватить практически любой сайт.

О своем несогласии с законопроектом уже заявили руководители интернет-гигантов Яндекс и Mail.ru, а также другие представители интернет-индустрии, утверждая, что новый закон не отвечает реалиям современного интернета, а некоторые положения закона противоречат правовой и технической природе Сети.

Уведомление о деятельности интернет-сайтов и новые обязанности

Владельцы сайтов будут обязаны уведомлять о своей деятельности Роскомнадзор, хранить информацию о всех видах переписки пользователей и самих пользователях в течение 6 месяцев. Данную информацию нужно предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. За нарушение новых обязанностей вводятся административные штрафы до 500 тыс руб.

Проектом вводится легальное определение блогера. Это владелец сайта или страницы "доступ к которым в течение суток составляет более 3 000 пользователей". Законодатель обязывает блогера не допускать "использование сайта или страницы сайта в сети Интернет в целях совершения уголовно наказуемых деяний", соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию.

Эхо информационной войны

Особый интерес представляет следующая новелла законопроекта: блогер должен "проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию". Кроме того, блогеру запрещено использование сайта или страницы сайта в сети Интернет в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений.

Аналогичные обязанности предусмотрены для журналистов в соответствии со статьями 49 и 51 Закона РФ "О средствах массовой информации". И поскольку блогер, как и журналист, имеет равноценные, а зачастую и большие возможности доступа и влияния на аудиторию, говорить о несправедливом ограничении его прав и свобод здесь вряд ли уместно.

Интернет постепенно перестает быть зоной анонимности

В соответствии с законопроектом блогер обязан разместить на сайте или странице свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.

Роскомнадзор будет вести реестр блогеров по специально разработанной методике определения посещаемости сайтов, которую еще предстоит создать. В реестр будут включены идентифицирующие данные блогеров. обязанность предоставить которые возложена на провайдеров хостинга.

Анонимность в интернете изначально заложена его техническими особенностями. Основными целями создания сети не было преднамеренное нарушение законодательства, а лишь создание простого, быстрого и дешевого обмена информацией. Однако по мере развития интернет начал использоваться для совершения правонарушений. Для государства анонимность пользователей сети стала безусловным злом, затрудняющим поиск нарушителей. Более того, анонимность развязывает руки, пользователи чувствуют свою безнаказанность и совершают такие правонарушения, которые никогда бы не позволили себе под реальным именем.

В целях соблюдения законности государство пытается обеспечить достаточный уровень идентификации интернет-пользователей техническими и юридическими мерами. Мировая практика уже знает примеры борьбы с противоправными деяниями в Интернете посредством регистрации блогеров под настоящими именами. Например, в Китае, который отличается жестким подходом к регулированию Интернета, такие правила введены с 2012 года.

В Германии обязанность указывать информацию о владельцах коммерческих сайтов в интернете - Impressumspflicht (в переводе "обязанность разместить выходные данные") – существует с 2002 года. А с 2007 года в результате судебного толкования каждый сайт в соответствии с §5 Telemediengesetz может считаться коммерческим и обязан иметь импрессум, если на сайте есть хотя бы один рекламный баннер. Немецкий закон требует, чтобы необходимые сведения были "легко распознаваемы, непосредственно досягаемы и всегда доступны". Аналогичная обязанность введена законодательством об электронной коммерции для сайтов в Австрии, Швейцарии и других странах.

Таким образом, российское государство открывает новую страницу отношений с интернет-сообществом. Безусловно, принятый законопроект позволит увеличить контроль за пользователями и ограничить их анонимность. Ввиду отсутствия географических границ Интернета меры, принимаемые отдельным государством, могут не достичь желаемого результата: настоящие нарушители могут уйти в другие юрисдикции, воспользоваться многочисленными анонимными сетями и останутся по-прежнему неизвестными и недосягаемыми для правосудия. Для эффективного регулирования интернета необходимо международное сотрудничество.

Надо надеяться, однако, что вводимые меры будут способствовать сокращению количества правонарушений с использованием сети в России. При этом вряд ли стоит воспринимать их как тотальное ограничение свободы слова и других прав человека. Меры не должны причинять неудобства законопослушным пользователям и достигать баланса интересов государства и общества, действуя только в случаях совершения правонарушений, подобно отношениям в оффлайне: пока не совершено противоправное деяние государство не требует от граждан документов для идентификации, но если нарушение есть – личность должна быть установлена, а неотвратимость ответственности гарантирована.