Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

Уполномоченные по правам предпринимателей должны получить все ресурсы для урегулирования в досудебном порядке конфликтов между бизнесменами и органами власти. Такой цели номинально придерживается внесенный на днях в Госдуму законопроект, фактически гарантирующий бизнес-омбудсменам возможности адвокатов. Однако скрытые возможности документа выходят далеко за означенную задачу.

Суть

Авторы законопроекта, зампред комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский и первый зампред комитета по ЖКХ Елена Николаева, предлагают наделить омбудсменов правом выступать в уголовных процессах против бизнесменов в качестве защитников и знакомиться с материалами дел в порядке, предусмотренном сейчас для адвокатов.

В случае принятия этого законопроекта бизнес-омбудсмен также получит право участвовать в административных спорах. В эту категорию попадают, к примеру, дела по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков. Это достаточно важная и болезненная точка частого столкновения частного бизнеса с муниципальными властями по вопросам размещения, скажем, мобильных торговых объектов, застройке и т.п.

В сфере арбитражного судопроизводства предлагается наделить бизнес-омбудсмена правом обратиться в суд в защиту публичных интересов в области предпринимательской деятельности, а также вступить в дело по своей инициативе на любой стадии процесса для дачи собственного заключения.

У экспертов этот пункт вызывает особые опасения в части угрозы злоупотреблений уполномоченными новыми возможностями. Если документ позволит бизнес-омбудсмену гарантировать защиту предпринимателя не только перед чиновниками, но и перед компаниями с госучастием, это может способствовать новым формам административного вмешательства в деятельность компаний. Впрочем, в нынешней формулировке законопроекта такой сценарий выглядит невероятным, поскольку омбудсменам не дается никаких инструментов для наказания провинившейся компании.

Гораздо важнее то, что законопроект, наконец, предлагает установить давно ожидаемый свидетельский иммунитет омбудсменов по обстоятельствам, ставшим им известными в связи с осуществлением своих полномочий. Юристы надеются, что этот пункт больше не позволит правоохранителям допрашивать омбудсмена по делу взятого им под защиту предпринимателя, а также пытаться иными способами давить на него.

Предпосылки

Формально сегодня бизнес-омбудсмены также имеют право защищать предпринимателей в судах. Однако, поскольку статус уполномоченного в уголовном процессе точно не прописан, судьи получают возможность для вариативных трактовок. Как результат, из трех сотен арбитражных процессов и 75 уголовных, в которых в прошлом году участвовали уполномоченные, лишь в восьми случаях им позволили защищать предпринимателей.

При этом проблема силового давления на бизнес и его правовая незащищенность в последние годы снова обострилась. Наиболее яркая иллюстрация этого факта: число возбужденных против бизнесменов уголовных дел. Согласно цифрам, которые привел Владимир Путин в прошлогоднем послании Федеральному собранию, в 2014 году следственными органами было возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по экономическим составам.

Справедливости ради, надо заметить, что количество зарегистрированных преступлений по «экономическим» статьям за последние пять лет неуклонно снижается, но слишком медленными темпами. В 2010 году было зафиксировано 281,3 тысяч «экономических» преступлений. В 2011 году – 240,2 тысячи, в 2012 – 235 тысяч, в 2013 – 225,2 тысяч, в 2014 – 212,3 тысяч.

При этом, что характерно, количество осужденных по «экономическим» статьям сокращается не столь планомерно. Здесь заметны колебания, что говорит именно об опосредованном давлении на бизнес судебной системы (выносящей решение), едва ли не больше, чем правоохранительной (поставляющей обвиняемых). В 2010 году было осуждено 52 тысячи предпринимателей. В 2011 году – 43,5 тысячи.  В 2012 году число осужденных достигло минимума – 34,7 тысячи, после чего опять начало расти из года в год. В 2013 году было 36,2 тысяч осужденных. В 2014 году – 36,4 тысячи.

Количество осужденных к лишению свободы по «экономическим» статьям также изменилось не слишком значительно. В 2010 году таковых было 10,9 тысяч человек, в 2011 – 8,6 тысяч, 2012 – 7,9 тысяч, в 2013 – 6,8 тысяч, в 2014 – 7,1 тысячи.

Мы так подробно останавливаемся на цифрах, чтобы наиболее объективно проиллюстрировать популярный в предпринимательской среде тезис, будто российское законодательство так написано, что у бизнеса нет ни одного шанса вести деятельность, не нарушив хоть какие-то правила, требования, подзаконные акты или законы.

Эта статистика показывает и некоторую парадоксальность государственной политики в отношении бизнес-среды. С одной стороны, ежегодно пишутся программы поддержки малого и среднего бизнеса, звучат обещания снизить количество разнообразных проверок. И в то же самое время, с другой стороны, государство сажает значительную часть предпринимателей в тюрьму, тем самым, желая того или нет, частенько участвуя в схемах отъема их активов.

Не секрет, что именно механизм уголовного преследования – один из самых востребованных способов воздействия на бизнес с целью его поглощения или неправомерного изъятия. И именно на этот факт намекает странный перекос в статистике эффективности следственных действий в отношении бизнесменов. Как рассказал Федеральному собранию Путин, лишь каждое четвертое дело из возбужденных в отношении предпринимателей доходит до суда: 46 тысяч в 2014 году из почти 200 тысяч возбужденных. При этом 15 тысяч из них развалились в ходе судебных процессов.

Спасение предпринимателей

Для чего же в отношении бизнесменов выдвигаются обвинения по таким заведомо проигрышным делам? Видимо, потому, что одного возбуждения дела зачастую бывает достаточно, чтобы лишить предпринимателя его бизнеса. Согласно данным опроса, приведенным в докладе Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, у 67,4% бизнесменов, подвергшихся уголовному преследованию в последние годы, бизнес был полностью разрушен, у 24% - разрушен частично.

«Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15% дел. При этом абсолютное большинство, 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. Это прямое разрушение делового климата», - отмечает президент РФ.

В этой ситуации адвокатские полномочия любого бизнес-омбудсмена позволят ему не только предотвращать затягивание судебного процесса, но и, не исключено, препятствовать заключению бизнесменов под стражу до суда, что и является популярнейшим способом «рейдерского» захвата бизнеса. Эксперты отмечают, что в последние годы суд примерно в 70% случаев поддерживает ходатайство следователя арестовать предпринимателя.

Присутствие бизнес-омбудсмена на процессах создаст вероятность серьезной общественной огласки такого сомнительного решения суда, что может оказать на судей благое воздействие.

Особое беспокойство предпринимателей в последний год вызывает рост числа уголовных дел, возбуждаемых по составам «Мошенничество» (в сфере кредитования, в сфере предпринимательской деятельности). По статистике Судебного департамента при Верховном суде, за мошенничество в предпринимательской сфере в прошлом году было осуждено 319 человек, за незаконное предпринимательство – 165 человек.

Юристы отмечают, что в связи с экономической ситуацией в 2015 году сама практика предпринимательской деятельности часто начинает носить пограничный характер и трактуется правоохранителями как уголовно наказуемая. Ситуация обретает явно патологичный характер, и, чтобы вернуть ее в нормальное русло, бизнес-омбудсменам необходимо донести до правоохранителей некорректность восприятия всех действий предпринимателей только через призму уголовного права.

В то же время, хочется надеяться, что активное участие бизнес-омбудсменов в судебных процессах позволит повысить уровень доверия предпринимателей к правоохранительным (которым сегодня доверяют 26,6% опрошенных бизнесменов) и судебным (40%) органам. Ведь среди основных жалоб предпринимателей на судебную систему - некомпетентность судей в вопросах налогового и гражданского законодательства и предпринимательской деятельности. Соответственно, консультативная помощь служителям Фемиды со стороны бизнес-омбудсменов может помочь как самим судьям в правильной трактовке тонких моментов «экономических» законов, так и, безусловно, предпринимателям.

Перспективы

Наконец, профессиональное знание проблем предпринимательской среды может позволить бизнес-уполномоченным использовать новые полномочия, чтобы повлиять на решение ряда давно назревших правовых казусов, которые непосредственно способствуют излишнему уголовно-правовому давлению на бизнес.

Например, через судебную практику можно добиться увеличения размера нанесенного ущерба по «экономическим» составам преступлений, причем сразу раза в два. Ведь давно устаревшие пороговые размеры ущерба являются распространенным основанием для уголовной ответственности предпринимателя.

Кроме того, пора обратить внимание, что предпринимательская деятельность изначально предполагает участие в ней как минимум двух лиц. Поэтому квалификация следствием и судом этих преступлений как совершенных «группой лиц по предварительному сговору» или «организованной группой» - что автоматически влечет ужесточение ответственности - довольно абсурдна и не совсем правомочна.

Бизнес-омбудсмены также могут добиваться единообразия применения уголовного закона в части толкования понятия «предпринимательская деятельность». Сегодня за одно и то же деяние суды часто назначают разные наказания. При том, что степень общественной опасности деяний, предусмотренных статьями «Незаконное предпринимательство», «Незаконное использование товарного знака», «Уклонение от уплаты таможенных платежей», явно невысока. Бизнес-омбудсмены, хочется надеяться, лучше обычных адвокатов смогут доказать в судах, что основания для назначения по таким статьям именно уголовной ответственности отсутствуют, хотя поныне по ним выносятся приговоры вплоть до лишения свободы.

Таким образом, эксперты надеются, что в случае принятия законопроекта полномочия бизнес-омбудсменов позволят им существенно повысить профессиональный уровень судебных процессов над предпринимателями, существенно сократив при этом их число. Или же, как минимум, хотя бы превратят суды в дополнительную площадку для жизненно важного обсуждения проблем российского бизнеса.