Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»: 

Чеченская война — безусловно черная страница в новейшей российской истории. Она оказала влияние на многие сферы жизни. Не стал исключением и парламент России. С началом войны (напомним, это был декабрь 1994 года) Госдума активно включилась в процесс, направленный на попытки мирного урегулирования ситуации. Документов в различных жанрах было принято огромное количество: заявления, обращения, постановления. Ну и, конечно, законопроекты. 

Сегодня мы расскажем об одном из них, носившем всеобъемлющий характер. Это проект закона «О временных мерах по политическому урегулированию кризиса в Чеченской Республике (ЧР)», внесенный группой парламентариев, чьи имена и сейчас широко известны: член Совета Федерации Рамазан Абдулатипов, депутаты Сергей Ковалев («Выбор России»), Валерий Борщев и Виктор Шейнис («Яблоко»), Юрий Воевода («Новая региональная политика»), Александр Дзасохов («Народовластие»), Юрий Калмыков (независимый), Владимир Лысенко («Российские Регионы»), Элла Памфилова и Лев Пономарев (на тот момент уже перешедшие из «Выбора России» в независимые), Владимир Семаго (КПРФ), Магомед Толбоев («Стабильность»).

Этот законопроект был рассмотрен в рекордно короткие сроки: внесен 3 апреля 1995 года, принят в первом чтении 5 апреля, через неделю - во втором и сразу третьем чтениях. Тому способствовала не только острота ситуации, но и весьма высокая степень согласия между всеми фракциями в общем стремлении остановить войну.

Задача, которую ставили перед собой авторы — заложить законодательную основу политического урегулирования в Чечне, а также деятельности на территории республики федеральных и региональных органов власти. Законом регулировались особенности правоотношений в период отсутствия конституционных органов государственной власти в Чеченской Республике, а также была сконструирована модель действий, которые подлежат законодательному закреплению, в отношении урегулирования кризиса в Чеченской Республике вплоть до периода формирования и начала функционирования органов власти республики. Проектом, в частности, предусматривался порядок формирования временных органов исполнительной власти в республике (федеральным центром в лице комиссии при Президенте РФ с учетом мнения представительного органа ЧР); порядок и условия проведения выборов (временным представительным органом ЧР совместно с Центральной избирательной комиссией РФ); контроль Счетной палатой РФ за расходованием средств, выделенных на восстановительные работы в ЧР и некоторые другие принципиальные моменты. Кроме того, в постановлении о принятии закона Комитету по законодательству поручалось подготовить постановление об амнистии.

Разумеется, закон этот носил временный характер, учитывающий чрезвычайное положение в Чечне. Поэтому в постановления было также указано, что он вступает в силу с момента опубликования и прекращает свое действие после принятия Конституции Чеченской Республики.

В тот же день закон был направлен в Совет Федерации и столь же оперативно одобрен сенаторами. Но в силу он не вступил, поскольку был отклонен Президентом РФ. И следующий «виток» рассмотрения наступил лишь в июле 1995 года. Прошедшие три месяца текст закона утрясался с Правительством РФ, и на пленарное заседание Госдумы был вынесен уже согласованный с исполнительной властью вариант. 

Как пояснил в своем докладе председатель профильного Комитета по делам Федерации и региональной политики Сергей Шаповалов, в новой редакции закона «О временных мерах по политическому урегулированию кризиса в Чеченской Республике» разработчики учли замечания Президента о нарушении принципа разделения властей, уточнили формулировки. Особый акцент докладчик сделал на том, что в данном законе прямо сказано, что Чеченская Республика - это субъект Российской Федерации. 

Несколько неожиданным оказался результат голосования: законопроект не проходил. И после ситуации, обозначаемой в стенограммах ремаркой «шум в зале», было принято решение переголосовать, причем поименно. Таким образом закон был принят. 

Но… вновь отвергнут Президентом. По мнению главы государства, неправомерна сама концепция закона, в соответствии с которой Федеральное собрание «по существу вторгается в конституционные полномочия президента и федеральных органов исполнительной власти». Как отмечалось в президентском заключении, ссылка в преамбуле закона на статьи 80 и 114 Конституции означает, что парламент присваивает установленные Основным законом полномочия президента и правительства и нарушает закрепленный в Конституции принцип разделения властей. А положение закона, предписывающее вывести из Чечни подразделения Вооруженных сил России, за исключением частей и соединений, для которых республика определена местом постоянной дислокации, противоречит ряду статей Конституции, законам «Об обороне» и «О безопасности», так как решение этих вопросов отнесено к полномочиям президента, в том числе как Главнокомандующего. 

Вето Президента было, надо сказать, достаточно неожиданным ходом событий: ведь принят был, как уже было сказано, согласованный с правительством вариант. Но, видимо, военные реалии, именовавшиеся официально как «меры по поддержанию конституционного порядка», диктовали свою логику действий… 

Как писала в те дни газета «Коммерсантъ», «можно предположить, что вето отчасти объясняется некими новыми соображениями этой самой исполнительной власти (которые явились результатом наблюдения за тем, как переговорный процесс в Грозном, на который ранее возлагалось столько надежд, постепенно входит в стадию медленной агонии)» и, далее, «...все больше приходит из Чечни сведений, подтверждающих прогнозы скептиков: дудаевцы и не помышляют ни о каком мире, а используют переговоры для перегруппировки и накапливания сил». 

Становилось все более очевидно, что закон «О временных мерах по политическому урегулированию кризиса в Чеченской Республике», даже будучи принятым, урегулировать этот кризис не в состоянии. И Госдума больше к нему не возвращалась. Точнее, вернулась уже в июне 2003 года, чтобы снять с рассмотрения. 

Докладывал один из инициаторов законопроекта, вновь избранный в Госдуму уже третьего созыва Владимир Лысенко («Регионы России»). Он и поведал коллегам, что «через полгода после начала первой чеченской войны, в середине 1995 года, группа депутатов Государственной Думы предложила в законопроекте пути урегулирования чеченской ситуации, включая мирные переговоры, формирование органов государственной власти и целый ряд других которые тогда были актуальны. Государственная Дума поддержала тогда инициативу депутатов, закон был, соответственно, принят, прошел Совет Федерации. Но Президент Российской Федерации данный закон не поддержал… Сегодня этот закон утратил уже свою силу, утратили свое значение те положения, которые предлагались в 1995 году, поэтому Комитет по делам Федерации и региональной политике предлагает снять этот закон с рассмотрения». Разумеется, это предложение было поддержано большинством.