В начале двухтысячных относительно популярно было укрупнение имеющихся субъектов РФ, а пару лет назад регулирующие этот процесс законы стали снова актуальны в связи с созданием совершенно новых российских регионов. А образовывались они в соответствии с законом 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», о котором мы уже рассказывали в нашей рубрике «Исторические хроники».

Депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина объединила в итоговый материал всю информацию о федеральных конституционных законах по данной теме. И этой публикацией завершает цикл материалов об истории и обстоятельствах принятия ФКЗ России.


Пять ФКЗ об укрупнении регионов РФ

«Пионерами» в начавшемся в нулевых процессе укрупнения регионов стали Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. В 2003 году их органы власти обратились к президенту РФ с предложением об объединении. В том же году состоялись референдумы, на которых в Пермской области за объединение высказалось большинство участников голосования.

На основании этих результатов президент внес в Госдуму проект ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». В марте 2004 года закон был принят сразу в первом чтении и в целом большинством в 423 голоса. И 1 декабря 2005 года в России появился новый регион — Пермский край. В его составе была сформирована административно-территориальная единица с особым статусом — Коми-Пермяцкий округ.

Следующими инициаторами укрупнения стали Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкоий) и Эвенкийский автономные округа, власти которых в 2004 году в соответствии с действующим законодательством обратились к президенту РФ с предложением об объединении этих трех субъектов РФ и образовании нового региона с прежним названием — Красноярский край.

В 2005 году состоялись референдумы во всех трех субъектах, участники которых довольно единодушно высказались в поддержку данной инициативы. На основании этих результатов в сентябре 2005 года Госдума по инициативе президента приняла ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа». «За» — 417 депутатов.

По аналогичной схеме в границах бывших автономных округов были созданы две административно-территориальные единицы с особым статусом: Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы. В статье 1 цель принятого ФКЗ была сформулирована точно так же: ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения.

Третьим укрупненным регионом стал Камчатский край, объединившийся в 2006 году с Корякским автономным округом. Чтобы не утомлять читателя повторением описания правовых процедур, скажем сразу, что все новые субъекты РФ, образованные в результате укрупнения, создавались по единой схеме, предусмотренной федеральным конституционным законом «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».

Схема эта такова: органы государственной власти обращаются к президенту с предложением об объединении двух или нескольких регионов и образовании нового субъекта РФ. Затем в регионах-инициаторах проводится референдумы и в случае положительного их результата глава государства вносит в Госдуму соответствующий проект ФКЗ.

Теперь несколько слов об этих законах. Все они были приняты незамедлительно большинством свыше 400 голосов. В основном сразу в первом чтении и в целом. Во всех случаях в границах объединившихся с той или иной областью АО создавались новые административно-территориальные единицы — округа.

Во всех ФКЗ были прописаны особенности переходного периода, условия функционирования действующих органов представительной и исполнительной властей, порядок избрания новых. И, разумеется, статья 1 всех законов этого ряда была идентична «Образование нового субъекта РФ осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития, а также повышения уровня жизни населения указанных субъектов РФ».

Именно таким образом в 2007 году состоялись еще два объединения: Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом.

За все время в эти законы было внесено три поправки, касающиеся организации деятельности властей в переходный период с учетом региональных особенностей: две — по Пермскому краю и одна — по Иркутской области.

Таким образом к 2008 году в статью 65 Конституции РФ о федеративном устройстве государства было внесено пять новых субъектов. Следующие изменения произошли в 2014 году. И о них разговор отдельный.

Крым и Севастополь

Для начала — несколько дат, иллюстрирующих, какими высокими темпами принимались решения по этому вопросу.

16 марта прошел референдум о присоединении Крыма к России. 17 марта была провозглашена независимая Республика Крым. 18 марта Крым подписал договор о вхождении во состав Российской Федерации. А 20 марта Госдума уже проводила внеочередное пленарное заседание, в повестку дня которого было включено два вопроса: о проекте федерального закона «О ратификации Договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов» и о проекте федерального конституционного закона «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Особенность этого пленарного заседания состояла еще и в том, что выступали на нем исключительно первые лица: министр иностранных дел Сергей Лавров, председатели Комитетов ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий (ЛДПР) и по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин («Единая Россия»), руководители фракций Владимир Васильев («Единая Россия»), Сергей Миронов («Справедливая Россия»), Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР).

Как известно, абсолютно все фракции выступили в поддержку внесенных проектов. Причем не просто высказались «за», но и описали свои эмоции по этому поводу в диапазоне от «осмысленно и убежденно» до «с удовольствием».

Неудивительно, что ФКЗ «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» был одобрен в первом чтении и в целом подавляющим большинством депутатов (445 человек) буквально за 30 секунд, включая время на аплодисменты.

Отметим, что в этом законе статья 1 именуется «Основания и срок принятия в Российскую Федерацию Республики Крым» (в отличие от предыдущих ФКЗ о новых субъектах РФ, где в статье 1 указывалась цель их образования — ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения).

На следующий день, 21 марта, закон был одобрен Советом Федерации и вступил в силу.

Однако скорость прохождения этого ФКЗ сказалась на его качестве. Кроме того, жизнь преподносила новые коллизии, которые требовалось урегулировать. И документ подвергся существенной корректировке.

13 поправок за пять лет

Именно столько поправок внесено в ФКЗ о Крыме и Севастополе за прошедшее время.

Только в том же 2014 году было принято шесть законов о внесении изменений в базовый ФКЗ.

В мае был уточнен порядок формирования органов госвласти Крыма и Севастополя: выборов в Государственный Совет Республики и Законодательное Собрание Севастополя, а также главы Республики и губернатора города. Тогда же было отменено обращение в Крыму и Севастополе гривны как национальной валюты и введен ряд положений об актах ЦБ РФ, регулирующих отношения, связанные с принятием в состав России новых субъектов.

В июле поправки касались применения в Крыму и Севастополе российского законодательства об обязательном соцстраховании (включая пенсионное и медицинское). Были также закреплены особенности регулирования земельных, имущественных, градостроительных и лесных отношений на территориях Крыма и Севастополя.

В ноябре поправки регулировали корпоративные отношения в организациях, которые имели место нахождения постоянно действующего исполнительного органа на территории Республики или города на день их принятия в состав России.

В декабре Госдума приняла три закона о внесениях изменений в ФКЗ о Крыме и Севастополе. Одним из них закреплялось, что лицо, признанное гражданином России и получившее соответствующее удостоверение личности, признается на территории России гражданином, не имеющим гражданства иностранного государства, если подаст заявление о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства. Прописывался порядок подачи такого заявления. Также урегулированы вопросы действия таможенных документов, выданных органами власти Украины.

Второй закон посвящен применению в Крыму и Севастополе законодательства о лицензировании, об уведомительном порядке начала предпринимательской деятельности, о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного, муниципального контроля.

Третий декабрьский акт касался рассмотрения исков к кредитным организациям в Арбитражных судах Республики Крым и Севастополя, Арбитражном суде Центрального округа и Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Закреплено, что до конца 2015 года могут приниматься в качестве письменных доказательств документы на украинском языке без заверенного перевода на русский язык.

Год спустя, в декабре 2015 года, принятые изменения касались особенностей применения российского бюджетного законодательства в Крыму и Севастополе, а также рассмотрения исков к кредитным организациям. Правительству РФ были даны полномочия устанавливать особенности составления проектов бюджетов Крыма, Севастополя и местных бюджетов и на 2016 год.

Еще три поправки были приняты в 2016 году.

До июня 2016 года действовала норма, по которой в Крыму и Севастополе до 1 января 2017 года могли быть установлены особенности правового регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и госрегистрации прав на нее.

Такие особенности закреплялись региональными нормативными актами, принимаемыми по согласованию с федеральными органами исполнительной власти. Поправкой этот срок был продлен до 2019 года в связи с необходимостью утверждения в Крыму и Севастополе документов территориального планирования, зонирования территории, проведения кадастровой оценки и т.д.

В декабре 2016 года принято два закона о внесении изменений в ФКЗ о Крыме и Севастополе. Ранее было установлено, что со дня образования новых регионов правительство РФ определяет особенности составления проектов бюджета Республики, города и местных бюджетов на 2015 и 2016 годы, а также исполнения указанных бюджетов и формирования бюджетной отчетности.

Эти нормы пролонгированы на 2017 год. Также продлен особый порядок применения законодательства России в сфере ресурсоснабжения и обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях Крыма и Севастополя.

Поправки следующих лет были также направлены на продление различных сроков. Так, в 2017 году до 2020 года перенесено право правительства РФ определять срок, в течение которого допускается осуществление соответствующего вида деятельности без получения лицензии. Это позволило не допустить приостановления работы медицинских организаций на территории Крыма и Севастополя по причине несоответствия лицензионным требованиям.

До 1 марта 2020 года продлен срок действия особенностей применения российского законодательства о госрегулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях Крыма и Севастополя.

В 2018 году продлен срок, в течение которого региональными актами Крыма и Севастополя по согласованию с федеральными властями устанавливаются особенности регулирования отдельных правоотношений: до 2020 года – для градостроительных; до 2023 года – для имущественных и земельных, а также отношений в сфере кадастрового учета и госрегистрации недвижимости.

По мнению законодателей, эти изменения позволят завершить мероприятия по интеграции Крымского региона в экономическую и правовую системы России.