РАПСИ продолжает цикл публикаций по конституционной тематике в рамках рубрики «Исторические хроники». В предыдущих материалах рассказывалось об истории принятия Основного закона страны и о предусмотренных им федеральных конституционных законах. Заключительная тема цикла депутата Госдумы РФ первого созыва, журналиста, сопредседателя историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Аллы Амелиной — поправки, внесенные в Конституцию РФ.


Новая российская Конституция была принята в декабре 1993 года. А уже в феврале 1994-го возникла ситуация, требовавшая внесения в нее поправки. Именно тогда была принята конституция Республики Ингушетия, в которой она и стала именоваться именно так (ранее, по Конституции РФ – Ингушская Республика).  

Напомним, что в 1991 году состоялся референдум по вопросу восстановления ингушской государственности путем образования Ингушской Республики в составе РСФСР. В 1992 году Верховный Совет РФ принял Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Соответствующая поправка была внесена в Конституцию РСФСР 1978 года. Чечено-Ингушетия официально была разделена на Ингушскую и Чеченскую республики.

В том же 1994 году свои новые конституции приняли Республика Северная Осетия-Алания (ранее — Северная Осетия) и Республика Калмыкия (ранее - Республика Калмыкия Хальмг Тангч). 

В соответствии со статьей 137.2 Конституции РФ «в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации». 

Но каков порядок этого включения? Федеральным законом? Конституционным законом? Указом президента РФ? Четкого ответа на этот вопрос Основной закон не дает. А потому Госдума РФ обратилась за разъяснением в Конституционный суд (КС) РФ. 

Дело о толковании данной статьи КС РФ рассматривал в ноябре 1995 года. Основанием к этому, по формулировке суда, «явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании части 2 статьи 137 Конституции РФ, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно того, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в статью 65 Конституции РФ нового наименования субъекта РФ».

Интересный нюанс содержится в преамбуле постановления КС: «Статьи 71 и 72 Конституции РФ не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов. Следовательно, в силу статьи 73 Конституции РФ решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов РФ. Такое решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, является правовым основанием для внесения нового наименования в статью 65 Конституции РФ».

Само же постановление гласило, что изменения наименований субъектов РФ «включаются в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ». Разумеется, если переименование «не затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств».

На основании этого постановления в 1996 году было издано два президентских указа о включении в Конституцию РФ новых наименований: в январе — Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия — Алания, а в феврале — Республики Калмыкия. Администрации президента РФ поручалось при переиздании текста Конституции РФ учесть новые наименования. 

Это были единственные поправки, внесенные в Конституцию РФ в период президентства Бориса Ельцина. Следующие относятся уже к нулевым годам.

Перечислим те, которые связаны с переименованиями субъектов РФ и вносились указами президента РФ.

В 2001 году Чувашская Республика — Чаваш республика переименована в Чувашскую Республику — Чувашию.

В 2003 году Ханты-Мансийский автономный округ стал именоваться Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

И, наконец, в 2019 году Кемеровская область получила двойное название: Кемеровская область — Кузбасс (сокращенное от кузнецкий угольный бассейн). При этом обе части являются официальными — как вместе, так и по отдельности. 

Термин «Кузбасс» предложил еще в середине XIX века действительный член Императорского Русского географического общества Петр Александрович Чихачев. 

Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносились также на основании федеральных конституционных законов о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также, об изменении конституционно-правового статуса регионов. 

Таким образом с 2004 по 2014 годы в нее были включены Забайкальский, Камчатский, Красноярский и Пермский края; Иркутская область (объединенная с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом); Республика Крым и Севастополь. Подробно об этом рассказывалось в публикации «Как изменялось в ХХI веке федеративное устройство РФ».

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 3 октября