МОСКВА, 23 янв — РАПСИ, Николай Меркулов. Прокурор Борис Локтионов сообщил в суде о причастности начальника московского главка СК Александра Дрыманова к участию в коррупционной схеме по освобождению из СИЗО предполагаемого "криминального авторитета" Андрея Кочуйкова по кличке "Итальянец", передает корреспондент РАПСИ из зала Московского городского суда.

Данное заявление было озвучено государственным обвинителем на первом заседании по существу дела бывшего руководителя главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК РФ Михаила Максименко, которого обвиняют в получении двух взяток на общую сумму 550 тысяч долларов.

В обвинительном заключении указано, что Максименко был осведомлен об участии Дрыманова, а также его заместителя Дениса Никандрова и бывшего руководителя следственного управления СК Москвы по ЦАО Алексея Крамаренко в освобождении Кочуйкова за взятку.

Обвинение

Прокурор зачитывал обвинительное заключение в течение 20 минут. Обвинение считает, что подчинённый Максименко Александр Ламонов, являясь руководителем главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК с 15 июля 2015 года, обладал достаточным авторитетом при подготовке служебных проверок по расследованию уголовных дел. Максименко работал по делам коррупционной направленности и участвовал в проверках следственных органов.

В декабре 2015 года было возбуждено уголовное дело после перестрелки у ресторана "Elements" на Рочдельской улице. По версии обвинения, экс-сотрудник КГБ, адвокат Эдуард Буданцев причинил смерть двум лицам. Следственные органы арестовали еще двух участников событий: Кочуйкова и Эдуарда Романова. Фигурантам уголовного дела были предъявлены обвинения 24 декабря 2015 года. Все уголовные дела были объединены в одно производство.

Согласно материалам дела, Максименко знал о личности предполагаемого "вора в законе" Захария Калашова, также известного в криминальном мире как Шакро Молодой. В апреле 2016 года Ламонов в ходе личной беседы заявил, что есть бизнесмен Олег Шайхометов, который заинтересован в принятии определенных решений по данному уголовному делу.

Прокурор заявил, что Максименко и Ламонов за вознаграждение в размере 500 тысяч долларов предприняли меры для изменения квалификации совершенных деяний на преступление средней тяжести, которое бы вело к изменению ранее избранной меры пресечения "Итальянца" на домашний арест.

Обвинение считает, что Максименко поддерживал связь с посредниками по передаче денежных средств. После получения денег Максименко предпринял меры по выделению в отдельное производство дело Кочуйкова и Романова.

"Лунный дворик"

Согласно материалам дела, бизнесмен Шайхометов передал предложение о взятке через бывшего сотрудника МВД Евгения Суржикова в кафе "Академия" в ТЦ "Новинский пассаж". Предприниматель согласился найти оговоренную сумму и взял сутки на сбор средств.

По мнению прокуратуры, в ресторане "Якитория" на Тверской Шайхометов передал Суржикову 500 тысяч долларов США, которые в дальнейшем были переданы заместителю Ламонова Денису Богородецкому в кафе "Лунный дворик", находящемуся недалеко от здания Следственного комитета. В итоге деньги были переданы Ламонову, который положил их в служебный сейф.

По версии обвинения, Ламонов отдал Максименко 400 тысяч долларов США, а себе оставил лишь 25 тысяч. Оставшиеся 75 тысяч долларов были переданы посредникам Богородецкому и Суржикову. Для исполнения ранее оговоренных обязательств, Никандров дал устный приказ переквалифицировать уголовное дело согласно договоренности.

Пропажа часов

Из обвинительного заключения следует, что второй эпизод преступления, вменяемый Максименко, связан с отказом в возбуждении уголовного дела в отношении предпринимателя Бадри Шенгерии. В декабре 2014 года в отношении Шенгерии была проведена профилактическая беседа питерским МВД.

По мнению прокурора, Шенгерия связался с Максименко через мессенджер WhatsApp, где просил обвиняемого оказать содействие в расследовании уголовного дела и разобраться с якобы похищенными у него кем-то из сотрудников наручными часами.

Прокуратура считает, что Максименко летом 2015 года подготовил докладную записку и помог передать дело для расследования в Москве. Преследование предпринимателя было прекращено, за что Максименко получил вознаграждение в размере 50 тысяч долларов.

Реакция обвиняемого

Свою вину в инкриминируемом преступлении Максименко не признал. "Я взяток никаких не получал, а Ламонов мне ничего не передавал. Денежные средства, о которых говорит обвинение, у меня изъяты не были. Такую большую сумму я не мог израсходовать за такой короткий срок", — заявил обвиняемый.

По мнению бывшего руководителя СКР, уголовное дело "построено" на показаниях, которые Никандров, Ламонов и Шайхометов дали под давлением с целью оговора. "Моя должность не предусматривает влияния на процессуальные решения", — добавил Максименко.

По просьбе защитников Максименко на процессе была запрещена видеосъемка. "Наш доверитель плохо выглядит и не хочет, чтобы его близкие родственники, среди которых есть пожилые люди, видели его таким", — пояснил адвокат Андрей Вершинин.

Показания свидетеля

Обвинение просило суд допросить бывшего сотрудника МВД Суржикова, который рассказал о деталях передачи денежных средств сотрудникам СК.

Суржиков является фигурантом отдельного уголовного дела о вымогательстве у владелицы ресторана "Elements" Жанны Ким. "Я искал работу после выхода на пенсию из органов МВД и решил устроиться в ЧОП. Приехал на собеседование и на следующий день после согласия владельца охранной организации меня отправили на первое дело", — добавил Суржиков.

В соответствии с показаниями свидетеля, он должен был обеспечивать безопасность участников переговоров у ресторана "Elements". После конфликта и перестрелки, в которых Суржиков не принимал участия, свидетель пытался разобраться в сложившейся ситуации и обратился за помощью к Денису Богородецкому, который ранее был его подчинённым по работе в МВД.

После событий у ресторана Шайхометов встретился с Суржиковым и просил помочь ему с передачей икон и других религиозных предметов "Итальянцу", изъятых сотрудниками ФСИН. Как следует из показаний свидетеля, Шайхометов озвучил ему просьбу о переквалификации деяний Кочуйкова. "Я обратился к Богородецкому, который предложил мне попросить за данную услугу деньги. Было несколько встреч, и мы решили сначала взять 300 тысяч долларов и ничего не предпринимать. Впоследствии мы увеличили сумму до 500 тысяч за решение вопроса и выполнили условия "сделки", — добавил свидетель.

Суржиков рассказал, что деньги были собраны Шайхометовым за одни сутки. "Я взял в ресторане пакет с квадратной коробкой и отвёз Богородецкому за 15 минут. Содержимого пакета я не видел. Через неделю мне передали 25 тысяч долларов моей доли", — рассказал свидетель.

Второй свидетель Денис Богородецкий отказался давать показания, сославшись на 51 статью Конституции.

Позиция защиты

Адвокат Максименко на просьбу РАПСИ прокомментировать заявление прокурора о роли главы СУ СК Дрыманова в деле пояснил, что защита не будет участвовать в происходящих вокруг процесса скандалах.

"Защита Максименко никаких комментариев по существу этого дела не будет давать, с учётом того, что происходит вокруг дела. Заседание проходит в открытом режиме и любой желающий может прийти в процесс и послушать, что происходит. Все комментарии мы дадим в ходе процесса, ими будет наша непосредственная правовая работа по делу, которую любой желающий может оценить. Участвовать в том, что происходит вокруг Следственного комитета мы не будем и не можем", — отметил защитник Андрей Гривцов.