МОСКВА, 1 июн — РАПСИ, Николай Меркулов. Тверской суд Москвы отказался изменить меру пресечения с домашнего ареста на заключение под стражу руководителю коммерческой экспертной организации Ольге Грицкевич, обвиняемой в хищении 8,3 миллиона рублей с помощью завышения стоимости экспертиз, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

В четверг, 31 мая, суд отказал в удовлетворении ходатайства следствия об ужесточении меры пресечения директору "Центра независимой экспертизы и оценки", посчитав, что неоднократные нарушения условий домашнего ареста не препятствуют расследованию уголовного дела.

"Суд не обнаружил в действиях Грицкевич фактических оснований для изменения меры пресечения на заключение под стражу. В ходатайстве следствия — отказать", — огласил постановление судья Алексей Криворучко.

Следствие просило суд изменить меру пресечения в связи с неоднократным нарушением условий домашнего ареста. Следственные органы установили, что Грицкевич неоднократно пользовалась мобильной связью, Интернетом, общалась со сторожем садоводческого товарищества и ездила в Москву без предупреждения сотрудников ФСИН.

Дачный арест

В апреле суд избрал в отношении Грицкевич меру пресечения в виде домашнего ареста в дачном доме обвиняемой в Сергиево-Посадском районе, хотя директор экспертной организации зарегистрирована в Москве.

Первое судебное заседание по вопросу изменения меры пресечения Грицкевич должно было пройти в понедельник, 28 мая, но в воскресенье обвиняемая почувствовала себя плохо и была госпитализирована в больницу № 1 города Сергиева Посада из-за проблем с сердцем. В четверг сотрудники ФСИН доставили её из больницы в московский суд.

Перед началом судебного заседания адвокат обвиняемой Владимир Петренко рассказал РАПСИ, что лечащий врач был против прекращения лечения 62-летней Грицкевич от последствий гипертонического криза, но заведующий медицинским учреждением разрешил сотрудникам ФСИН доставить её в суд.

"Поймите, данный диагноз предполагает 4 уровень риска, а врачи предупреждают, что при нём возможен летальный исход в любой момент. Лечащий врач был против окончания лечения. В больнице был скандал, но в справке из медицинского учреждения указано, что состояние было критическим, а теперь — стабилизировалось", — выразил свою обеспокоенность адвокат.

В суде

Обвиняемую доставили в суд в дачной одежде, а на стол в зале суда она положила большой целлофановый пакет с лекарствами. В ходе судебного заседания Грицкевич часто жаловалась на состояние своего здоровья и запивала минеральной водой таблетки.

Старший следователь по особо важным делам МВД России Анна Попова представила суду справку о состоянии здоровья обвиняемой, письменные ответы из больницы на запросы следствия, распечатку передвижений руководителя экспертного центра со спутника и её письменные объяснения нарушений условий домашнего ареста. По словам Поповой, врачи признали состояние здоровья директора экспертной организации удовлетворительным, а неоднократные нарушения условий домашнего ареста свидетельствуют об умышленных действиях обвиняемой.

Прокурор поддержал ходатайство следствия, заявив, что требование следствия законно, обоснованно и мотивировано.

Признание нарушений

В своём выступлении Грицкевич согласилась с доводами следствия и не отрицала нарушений, которые были установленные сотрудниками ФСИН, но отметила, что они были случайными и обещала не повторять их вновь.

"Я поддерживаю заявление следователя. Да, у меня были мелкие нарушения. Я не сумела сразу перестроиться на "новую жизнь" под домашним арестом. Я сразу не смогла осознать всю меру серьезности. С моего телефона звонили внуки. Иногда я пользовалась связью, чтобы зарабатывать деньги. Внуки и 85-летняя мать живут за мой счет, на моем попечении, это было причиной", — раскаивалась Грицкевич.

Отдельно обвиняемая рассказала, зачем она общалась с посторонними людьми и приезжала в Москву: "Я выполняла требование следствия о передаче загранпаспорта, внучка не могла его найти, и я заехала домой из суда и сидела в подъезде целый час. Консьерж это видел. На даче я обращалась к знакомому, чтобы он вскопал грядки, а делал он это бесплатно. Я стояла далеко от него и не подходила. Сторож дачного кооператива просто вызывал мне скорую помощь, поскольку телефоны у меня забрали".

Адвокат обвиняемой был недоволен её согласием со следствием, но выразил солидарную позицию. Также он просил суд учесть, что формальные нарушения не повлияли на обеспечение явки Грицкевич в суд или на проведение следственных действий, а также не повлекли препятствий в расследовании уголовного дела.

Шестое высшее образование

Перед тем как судья удалился в совещательную комнату, обвиняемая дополнила свою позицию, упомянув объединение экспертного сообщества в связи с её делом и высокие оценки её профессиональных качеств.

"Меня знают (эксперты — прим.ред.) как хорошего специалиста. Уважаемый суд, мне сейчас очень плохо, а в СИЗО я умру. У меня уже был инфаркт 3 года назад. Я инвалид 2 группы бессрочно, такие справки просто так не дают", — сказала обвиняемая.

Судья удалился в совещательную комнату более чем на полтора часа, а в это время обвиняемая выпила лекарства, положила голову на стол и сняла очки. Спустя полчаса ожидания Грицкевич призналась, что стала чувствовать себя немного лучше и рассказала участникам процесса о своих планах.

"Я всегда в сложных ситуациях ищу для себя повод для радости. Недавно я поступила в университет, буду получать шестое высшее образование. Но оно "несерьезное": стану гидом-экскурсоводом. Буду большие деньги своими экскурсиями по Москве зарабатывать. Если переведут в СИЗО — буду языки учить", — призналась Грицкевич.

Оглашение постановления суда об отказе в ходатайстве следствия обвиняемая встретила слезами.

Обвинение

Директора экспертной организации обвиняют в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Следствие считает, что в 2015 году Грицкевич получила контракт на проведение экспертизы по уголовному делу о хищениях при постройке доменной печи для Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) от следователей УМВД по Липецкой области. СК обвиняет Грицкевич в хищении 8,3 миллиона рублей из выделенных на проведение экспертизы 9 миллионов рублей.

В Левобережном районном суде Липецка слушается уголовное дело о хищении 3 миллиардов рублей при строительстве  центрального узла доменной печи № 7 для НЛМК. Согласно экспертизе Грицкевич, при выполнении строительных работ были похищены 3/4 выделенных на это денежных средств. Обвиняемая подготовила два экспертных заключения, которые не были приняты судом.