Коррупция настолько глубоко проникла практически во все сферы жизни российского общества, что иногда кажется, будто это наша национальная особенность. Этот миф опровергает статистическое исследование РАПСИ, которое наглядно доказывает, что коррупция сегодня – не национальное, а транснациональное явление.

Коррупционные показатели бизнеса некоторых западных компаний в России на порядки превосходят отечественных нарушителей.

Имея несравнимо больший опыт агрессивной конкуренции в условиях открытого рынка на Западе, транснациональные компании применяют в России методы активного наступления, лоббируя свои интересы на самом высоком уровне. В частности, экспертами уже давно замечено, что зарубежные торговые сети вполне успешно адаптировались к российской коррупции. Они декларируют принципы строгого соблюдения законов и финансовой транспарентности, а для решения собственных бизнес-задач на территории РФ активно используют коррупционные инструменты.

РАПСИ решило выяснить, насколько коррумпированы те или иные иностранные компании, широко известные российскому потребителю и плотно вошедшие в его повседневную жизнь. «Чтобы начать лечить болезнь, надо сначала понять все ее симптомы и честно говорить о существующих проблемах», – отметил глава Национального антикоррупционного комитета, с которым сотрудничает РАПСИ, Кирилл Кабанов. Опасный миф о якобы антикоррупционности иностранных корпораций должен быть развенчан.

С учетом того, что установление факта коррумпированности компании весьма сложно и требует сбора солидной доказательной базы по каждому конкретному кейсу, РАПСИ решило установить предполагаемую коррумпированность компании статистическими методами.

Ниже вы можете ознакомиться с подробным описанием критериев отбора участников и принципами составления рейтинга коррумпированности крупнейших зарубежных ритейлеров в РФ. А также с первой двадцаткой компаний, правовая чистота бизнеса которых в России выглядит наиболее сомнительно.

Анонсировать практическую значимость результатов нашего исследования можно на примере показателя «лидера» рейтинга. Тот факт, что коэффициент коррумпированности у ИКЕА оказался выше, чем у остальных девяти компаний, вошедших в первую десятку, в сумме, может показаться каким-то сбоем, ошибкой подсчета. Однако, в действительности, статистика лишь наглядно подтверждает то, что недавно было сформулировано в информационном обзоре «Бизнес и коррупционные практики: мифы и реальность», выпущенном НАК.

В частности, в нем говорилось об опасной тенденции прикрытия зарубежными компаниями своего активного участия в коррупционных практиках мощной антикоррупционной риторикой. Проблема коррупции в России признается всеми, а значит, компании, громче других заявляющие о своей нетерпимости к коррупционным действиям, по сути, получают индульгенцию на практически любое поведение. Такая «тактика хамелеона» значительно усиливает позиции компании на рынке, но и оказывает настолько же мощное разрушительное воздействие на правовой климат в российском бизнесе.

Для иллюстрации этого тезиса в отчете НАК разбирается ряд бизнес-историй самоназванного «антикоррупционного бизнес-лидера» компании ИКЕА: о подозрениях в использовании административного ресурса компанией в конфликте с дольщиками сельхозпредприятия КСП «Химки», о судебных тяжбах с Константином Пономаревым и т.д. В частности, в материалах НАК указано, что «по некоторым данным, ИКЕА зачастую начинала строительство своих торговых центров в разных регионах, не дожидаясь официальных разрешений, а просто на основании устных договоренностей с местными властями. Документы оформлялись уже в процессе строительства».

Формула, разработанная по заданию РАПСИ юристами и экспертами, позволяет объективно оценить масштабы даже скрытого и потаенного деструктивного влияния зарубежных компаний на перспективы антикоррупционных программ, которые должен принять отечественный рынок, чтобы справиться с экономическим кризисом.

Критерии и параметры создания рейтинга коррумпированности

В условиях экономического кризиса потребление россиян сместилось с покупки электроники, автомобилей, недвижимости на покупку повседневных товаров: еды, одежды, бытовой химии, товаров для дома, фастфуда.

В первом этапе настоящего исследования мы решили выяснить, какие бренды зарубежных фирм, работающих в этих областях наиболее известны россиянам. Методом опроса 1762 человек, проведенного с 1.02.2016 по 1.04.2016  в Москве, Московской области,  Республике Чувашия, Калужской области, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге удалось установить 20 иностранных брендов, реализующих продукцию через собственную торговую сеть, которые известны большинству россиян, это постоянные магазины посещаемых ими торговых центров, сетевые гипермаркеты. Эти бренды и вошли в настоящий рейтинг.

По каждому из брендов было определено юридическое лицо (лица), эксплуатирующие бренд на территории РФ. На основании этих данных с использованием систем Медиалогия, СПАРК, ГАС Правосудие, статистических сервисов Yandex и Google, а также внутренней базе РАПСИ было определено три параметра, которые легли в основу настоящего рейтинга. Числовые значения параметров, полученных из данных источников, верифицировались специалистами РАПСИ на предмет релевантности тематике исследования.

В число параметров вошли:

объем выручки бренда;

число судебных процессов, где задействован(ы) носитель бренда;

число публикаций в СМИ по данным процессам.

Сначала РАПСИ установило, как соотносится объем выручки каждого из участников рейтинга с числом его судов. Данный показатель, на наш взгляд, является основанием считать деятельность носителя бренда как минимум спорной с точки зрения закона. В процессе верификации параметров эксперты РАПСИ не принимали для расчета процессы по борьбе с контрафактом, которые особенно актуальны для участников рейтинга- производителей одежды.

Явное отклонение в большую сторону соотношения судов и выручки у участника рейтинга от медианного значения по всем участникам, с точки зрения РАПСИ, может свидетельствовать о его коррумпированности.

Для целей настоящего исследования по каждой из компаний участников рейтинга мы рассчитали коэффициент судебной нагрузки на выручку. Он формируется в два этапа. По каждой из компаний рассчитывается частное от деления числа процессов на размер выручки. По всем компаниям выявляется среднее значение.

Соотношение данного показателя конкретной компании к среднему значению по всем участникам рейтинга и есть ее коэффициент судебной нагрузки на выручку – К1. Чем он выше, тем компания предположительно более коррумпирована.

Одним из отличительных признаков коррупции является закрытость компании, в том числе и от СМИ. Именно поэтому РАПСИ и проанализировало соотношение числа судов компании с числом позитивных и негативных сообщений в СМИ о данных процессах. Явное отклонение общего числа информационных сообщений к числу процессов в меньшую сторону от медианного значения может свидетельствовать о работе пресс-служб участников рейтинга с целью блокировки данной информации, что часто достигается именно коррупционными методами.

Также явное отклонение числа позитивных сообщений о судебных процессах компании от медианного значения может свидетельствовать о работе пресс-служб участников рейтинга с целью создания нужного позитивного информационного фона вокруг процесса, что зачастую достигается также именно коррупционными методами.

Примечательно, что в рейтинг попала компания Ив Роше, проходившая по процессу, где одной из сторон является российский политик. Информационные сообщения по данному процессу для целей настоящего исследования не учитывались.

По каждой из компаний участников рейтинга мы рассчитали коэффициент информационной открытости судебных процессов компании. Он формируется в два этапа. Сначала рассчитывается частное от деления числа сообщений в СМИ о судах с участием компании на число процессов. По всем компаниям выявляется среднее значение. Соотношение данного показателя конкретной компании к среднему значению по всем участникам рейтинга и есть ее коэффициент информационной открытости судебных процессов – К2. Чем он ниже, тем компания предположительно более коррумпирована.

Итоговый рейтинг представляет собой частное от деления коэффициентов К1 и К2- коэффициент коррумпированности компании КК, чем выше данный показатель, тем компания представляется  более коррумпированной.

Все значения при всех этапах исследования пропорционально умножаются на 10 до момента достижения минимальным значением  числа больше 1, после чего округляются до целых чисел по правилам арифметики.

Ниже представлены участники рейтинга, отсортированные по степени убывания их предполагаемой коррумпированности.

Рейтинг коррумпированности

 

Место Бренд КК (коэффициент коррумпированности)
1 Икеа МОС 340
2 Спар 90
3 Билла 70
4 Ашан 36
5 Касторама 35
6 Метро кэш энд керри 33
7 Зельгрос 25
8 KFC 16
9 Hoff 15
10 - 11

Макдоналдс

Стокман

14
12 ОБИ Россия 9
13 Ив Роше 8
14 Найк 7
15-16 Адидас 5
  Рибок  
17-18 Zara 4
  Бургер Кинг 4
19 Баскин Роббинс 3
20 Леруа Мерлен 2