МОСКВА, 20 июл - РАПСИ. Индустрия компьютерных игр пробуждает страсти не только среди игроков, но и среди юристов. Ежегодно появляется несколько показательных и очень ярких судебных споров, а также сделок слияний и поглощений, которые мало чем отличаются от судебных баталий в других отраслях.

По мнению заместителя декана юридического факультета по развитию, руководителя Центра практической юриспруденции и цифровых компетенций юрфака ГАУГН Николая Андреева, за полгода в игровой индустрии набралось как минимум шесть ярких судебных споров и одна гигантская сделка слияния и поглощения, опыт которых может быть полезен юристам из самых разных сфер.

Эти споры и сделки позволяют также обратить самое серьезное внимание на игровую сферу, которая ранее среди юристов считалась одной из самых «несерьезных».

Riot Games Vs. студии Imba Games

Американская компания Riot Games, издатель и разработчик (ежегодный доход около 150 миллионов долларов) обратилась с иском против вьетнамской студии разработки компьютерных игр Imba Games. Последние вывели на рынок игру, похожую на собственную разработку Riot, Teamfight Tactics. Совпадают некоторые игровые персонажи – как по внешнему виду, так и по выполняемым в игре функциям. Кроме того, описания некоторых героев игры совпадают практически дословно. Такое совпадение, по мнению истцов, допущено намеренно: оно позволяет вьетнамской компании привлекать игроков из аудитории Teamfight Tactics. Riot требуют денежной компенсации (150 тысяч долларов за каждый факт заимствования).

Кайл Ханагами Vs. Epic Games

Американская компания Epic Games (годовой оборот около 6 миллиардов долларов) разработала и выпустила онлайн-игру Fortnite в 2017 году. В ней доступна игра за множество различных персонажей, в том числе основанных на героях фильмов и комиксов. В частности, там используется образ Капитана Америки. Персонаж в игре может изображать некоторые эмоции, а также совершать танцевальные движения. Некоторые из них, по мнению хореографа Кайла Ханагами, полностью копируют поставленный им танец. В 2017 году Кайл опубликовал на YouTube ролик, набравший около 35 миллионов просмотров, с поставленным им танцем. В соответствии с законодательством США, Кайл обладает авторским правом и исключительными правами на поставленный танец, и на основании этого требует от Epic Games компенсацию за неправомерное использование танцевальных движений, которые в силу своей популярности могли привлечь аудитории в игру.

Ubisoft Vs. MGP

Французская студия Ubisoft Entertainment (годовой оборот около 2,2 миллиарда евро) обратилась с иском к компании, организующей симфонические шоу, Massimo Gallota Productions. Последние выходили на Ubisoft с предложением организовать симфо-шоу, посвященное наиболее популярным играм французских разработчиков. При этом они заранее зарегистрировали домен, повторяющий название игры, одновременно являющееся товарным знаком, принадлежащим Ubisoft. Домен использовался и после прекращения сотрудничества между Massimo Gallota Productions и Ubisoft. Французская компания посчитала это нарушением и требует компенсации за незаконное использование товарного знака.

Immersion Corp. Vs. Meta Platforms

Immersion Corp., разработчики систем виртуальной реальности, обвиняют Meta Platforms в незаконном использовании как минимум шести патентов. Первая компания много лет разрабатывала принципы передачи тактильных ощущений от происходящего в виртуальной реальности пользователю. Запатентованные разработки позволили добиться максимально возможного сходства с тактильными ощущениями реального мира. Meta, по мнению истца, скопировали разработки в своих проектах из сферы виртуальной реальности и незаконно их монетизируют.

Bungie Vs. AimJunkies

Разработчик компьютерных игр Bungie (в 2022 году приобретена Sony за 3,6 миллиарда долларов) обратился с иском против сайта, торгующего чит-кодами. Этот сайт частично пошел навстречу разработчику и удалил читы, связанные с играми от Bungie. Однако компания доказала, что создателями читов был незаконно воспроизведен игровой программный код, который является объектом защиты интеллектуальных прав. В этой связи создателями читов было допущено нарушение исключительных прав на ПО компании Bungie, благодаря чему еще и был извлечен незаконный доход.

Пользователи Vs. Take-Two

Издатель и разработчик компьютерных игр Take-Two (годовой оборот около 3,4 миллиарда долларов) извлекает дополнительный доход, продавая лутбоксы игрокам. Лутбокс – это случайно определяемое игровое имущество, точный состав которого до его приобретения неизвестен. По сути, игрок покупает «черный ящик» (отсюда и название - ящик с игровым имуществом lootbox) за реальные деньги и не может предугадать точную ценность и соответствие полученных вещей проданному имуществу. Родители несовершеннолетних игроков обратились с иском против Take-Two, обвиняя компанию в занятии азартными играми и вовлечении в эти игры несовершеннолетних.

Сделка по приобретению компании Blizzard Activision

Корпорация Microsoft в 2022 году завершила сделку по приобретению издателя и разработчика Blizzard Activision за 68,7 миллиарда долларов (причем многие эксперты в сфере игровой индустрии уверены, что цена сделки была занижена).

Blizzard Activision известны как правообладатели таких игр, как Diablo, Warcraft, World of Warcraft, StarCraft, имеющих культовый статус среди в том числе российских игроков. Сделка на данный момент является крупнейшей в истории индустрии и одной из крупнейших сделок слияний и поглощений в принципе.