МОСКВА, 30 янв - РАПСИ. Эксперты в ходе круглого стола «Под колпаком: как и зачем зарубежные IT-компании следят за нами?» обсудили злоупотребления со стороны иностранных ИТ-гигантов и проблемы информационной безопасности пользователя.

Как считает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов, вопрос локализации данных на территории России ключевой для информационной безопасности пользователя. Несколько событий подчеркнули исключительную важность развития механизмов по защите информации. Во-первых, это пандемия, резкий всплеск активности пользователей в интернете, что вызвало рост киберпреступлений.

Кроме того, возросло количество угроз безопасности со стороны противника, со стороны экстремистских, террористических сетей. Это огромное количество сообщений о терроризме, огромное количество попыток хакерских атак, заметил Кирьянов.

По его словам, в России есть огромное количество судебных разбирательств, которые связанны с локализацией хранения данных. «Все это говорит о том, что сегодня мы какие-то механизмы имеем, но какие-то механизмы надо настраивать. И существует поручение президента России до 1 июля 2023 года рассмотреть вопрос об установлении оборотных штрафов в отношении компаний, допускающих утечку персональных данных, а также усилить ответственность за их незаконный оборот. Оборотный штраф — это уже более серьезный механизм воздействия, который получил свое подтверждение в международной юридической практике, это ощутимый ущерб для компании», — сказал депутат.

Если мы говорим про утечки персональных данных, как правило, эти утечки происходят не только благодаря внешним воздействиям, но зачастую инсайдер сидит внутри компании, заметила директор департамента по работе с государственными структурами InfoWatch) Светлана Леонова. Поэтому защищать свои персональные данные необходимо, и с этой точки зрения нужно, конечно, ужесточать законодательство в той или иной степени, сказала эксперт.

Руководитель рабочей группы ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов отметил, что сегодня практически любые ИТ-компании собирают о нас те или иные данные.

«Изначальная идея состоит в том, что таким образом они позволяют пользоваться услугами бесплатно в обмен на показ рекламы. Примеры всем известны: это Google, YouTube, экстремистские Instagram и Facebook, которые хоть и запрещены на территории России, но продолжают сохранять определенную долю российской аудитории. Эта бизнес-модель вроде бы понятна на первый взгляд, но огромный массив собранных данных уже давно не используется исключительно в рекламных целях», — отметил руководитель рабочей группы.