Главный редактор журнала «Цивилист», начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России им. В.Я Кикотя, кандидат юридических наук Альберт Тумаков на площадке Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ-2022) в Открытой студии Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) рассказал о комфортной правовой среде для цифры и о подготовке юристов-специалистов в области цифровой трансформации.


Цифровая трансформация государства и бизнеса сегодня предполагает уделить особое внимание подготовке не только IT-специалистов, но и юристов в области цифровой экономики. Скажите, пожалуйста, цифровой юрист — это? 

Действительно сейчас актуален вопрос, касающийся компетенций юриста, которыми должны обладать выпускники юридических вузов. Мне кажется, что компетенции должны трансформироваться. Они должны выходить за рамки тех компетенций, которые были до настоящего времени. Потому что мы говорим о наличии цифрового права, о наличии цифровых технологий, информационных технологий, поэтому, конечно, современный юрист должен обладать компетенциями в области IT-технологий. Пусть на начальном этапе они будут какие-то непрофессиональные для того, чтобы можно было создавать новые объекты, в том числе, которые у нас уже предусмотрены и в гражданском кодексе. Надо понимать, что подлежит нормативному регулированию, поэтому, безусловно, сейчас компетенции современного юриста - это комплекс. Комплекс отчасти технических компетенций и, плюс, классических основных компетенций профессиональных, общепрофессиональных компетенций юриста. 

Мы проводили несколько сессий, посвящённых кадрам, юристам-специалистам в области цифровой трансформации. Мнения экспертов были следующие: всё-таки нам не нужно готовить айтишников с юридической специализацией и не нужно готовить юристов с IT-специализацией, то есть, как вы правильно подметили, это должен быть современный микс знаний. И говорили, в том числе, про soft-skills, которыми должны обладать такие специалисты. Но мы всё о юристах, а у вас всё-таки есть и иная специализация. Как вы считаете, правоохранители должны ли обладать такими знаниями? Ведь всё больше и чаще мы слышим про киберпреступления, а специалистов в области права, которые могли бы распутать эти хитросплетения юридические, их не настолько много, насколько хотелось бы. Готовите ли вы таких специалистов? 

Действительно, очень актуальная сейчас ситуация складывается в области противодействия преступлениям в сфере информационных технологий. У нас, в том числе в нашем университете, в Московском университете МВД, мы готовим по различным специальностям. Это и оперативные сотрудники, значит, сотрудники следственных подразделений, в образовательную программу которых уже внесены соответствующие коррективы, связанные с противодействием киберпреступности. Это касается и расследования соответствующих преступлений.

Полагаю, что для того, чтобы успешно противодействовать преступлениям в сфере информационных технологий и киберпреступности в целом, необходимо помимо узкоспециализированных уголовных норм ещё обязательно изучать и анализировать частные правовые нормы. Ведь как будущие оперативники, будущие следователи они должны понимать, что такое имущество и, в первую очередь, что такое цифровое имущество, какие появляются новые объекты, то есть, что такое криптовалюта, что такое цифровой финансовый актив. Мы сейчас на этом стараемся делать также упор, соответственно, изменять образовательную программу и давать такой комплекс, не только уголовно правовой составляющей, но и частно-уголовной составляющей. В том числе мы включаем в программу некоторые аспекты информационных технологий, потому что профильные сотрудники должны разбираться в информационных технологиях. Получается три составляющих: уголовно-правовая, частноправовые аспекты и, в любом случае, это информационные технологии. 

Существует мнение, что право не должно идти на опережение, но никак не в сфере цифрового права. Однако некоторые специалисты утверждают, что все нормы прописаны в гражданском праве и не существует общественного запроса на законодательную донадстройку в сфере цифровой экономики. Ваш комментарий? 

Я убеждён, что требуется переформатирование во многом нашего регулирования, в первую очередь, в сфере гражданского права. Безусловно, создавать гражданский, какой-то дополнительный или новый кодекс не стоит. Но отмечу, что в гражданском кодексе присутствуют не все нормы права, которые могли бы урегулировать ту или иную сферу. И примеров тому очень много.

Это и оборот цифровых финансовых активов, это вопросы, связанные с цифровой валютой. То есть, сейчас складывается парадоксальная ситуация, когда у нас в гражданском обороте присутствуют определенные операции, они складываются, бизнес работает, но в законодательстве никакого, скажем так, отклика мы не находим. Поэтому, конечно, мы должны принимать соответствующие нормы права именно в сфере цифровизации, потому как информационные технологии идут на опережение, и гуманитарии, в том числе юристы, осознают это несколько позже, то есть законодательство отстаёт в этом направлении. И необходимо принимать нормы, которые регулируют информационные технологии, в том числе новые появившиеся уже объекты, которые в гражданском обороте уже у нас присутствуют. Ситуация такова, что, когда мы говорим о цифровом, допустим, имуществе, о криптовалюте, то есть с точки зрения уголовного законодательства, мы говорим, что фактически это имущество. С точки зрения налогового, мы говорим, что имущество. Однако в гражданском праве, вы приводите пример гражданского кодекса, у нас этот вопрос не решён. Поэтому я считаю, что законодателю есть над чем поработать. И я знаю, что соответствующие проекты уже готовы, в том числе проект по цифровым финансовым активам – закон. Поэтому, безусловно, необходимо создавать ту базу, которая сформирует отдельную отрасль - цифровое право.

Комфортная правовая среда для цифры — это?

В первую очередь это эффективное нормативное регулирование и стабильное правоприменение. То есть, если мы будем иметь хорошие эффективные нормы права, но правоприменитель будет их применять не должным образом, то мы не сможем построить цифровую экономику в том виде, в котором предполагается. Поэтому две составляющих - эффективные законы и нормы права и, безусловно, работа правоприменителя.