МОСКВА, 9 июн — РАПСИ. Мосгорсуд удовлетворил иск прокуратуры о признании ФБК (организация признана Минюстом иностранным агентом), ФЗПГ, Общественного движения «Штабы Навального» экстремистскими организациями. Опрошенные РАПСИ эксперты объяснили аргументацию, которой мог руководствоваться суд при принятии такого решения.

«У нас понятие экстремистской деятельности определено профильным законом, который так и называется – «О противодействии экстремистской деятельности». Например, там говорится о публичном оправдании терроризма, нарушении конституционной целостности страны и так далее, о подстрекательстве к осуществлению этих деяний. Если мы посмотрим на деятельность данных организаций, то мы все это там увидим, в т.ч. организации беспорядков, по которым уже есть уголовные дела», - считает адвокат Сталина Гуревич.

Эксперт отметила, что в действиях сотрудников ФБК и «Штабов Навального» прослеживаются очевидные факты отрицания целостности границ России (в частности, отказ признавать частью нашей страны Республику Крым), есть признаки оправдания терроризма (например, приговор по делу Сенцова, действия которого оправдываются в публикациях сторонников и лидеров ФБК).

«То есть в комплексе деятельность этих организаций говорит о том, что в ней есть признаки осуществления экстремистской деятельности», - резюмировала Гуревич.

Такого же мнения придерживается адвокат Дмитрий Аграновский, который согласен с позицией прокуратуры. Как гражданин и налогоплательщик он хотел бы, чтобы государство оградило наш выборный процесс от таких деструктивных организаций во избежание столкновений и жертв по примеру Украины.

Адвокат нашел в истории ФБК, ФЗПГ и «Штабов Навального» сразу несколько признаков экстремистской деятельности, подпадающей под определение, содержащееся в Федеральном законе от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.04.2021).

«Нарушение целостности страны. Это в полный рост подходит под ситуацию с Крымом, когда они многократно говорили, что это часть Украины. Далее, публичное, заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность, в совершении им преступлений. Они же проводят так называемые расследования. Расследования проводятся в рамках законодательства, на них получаются разрешение, а эти люди занимаются оперативно-розыскной деятельностью и никакими гарантиями с их стороны это не сопровождается. Они вторгаются в частную жизнь и обвиняют, не имея на то никаких прав и полномочий. На это имеют право службы с санкций суда, а не как они, залезая в грязное белье», - отметил Аграновский.

Также адвокат добавил, что данные организации имеют иностранное финансирование, на которое организуют массовые беспорядки. Это лежит за пределами оппозиционной деятельности, в т.ч. согласно Европейской конвенции и законов практически всех цивилизованных стран.

Со своей стороны заместитель председателя комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Александр Малькевич считает, что организации подобные ФБК и «Штабам Навального» в любой стране мира были бы запрещены.

«Сейчас все национальные государства крупные, мыслящие, они отстаивают свой суверенитет», - сказал эксперт, приведя в пример США, где в 2018 году ликвидировали проект «USA Really». «Просто сказали: это угроза для США и лавочку прихлопнули. Как говорится, на подлёте уничтожили», - подчеркнул Малькевич.

При этом, по мнению члена ОП РФ, в «USA Really» работал «очень яркий, глубокий и мыслящий журналистский коллектив»: там были философы, независимые журналисты, представляющие азиатское, афроамериканское, испанское коммьюнити.

«Я выступал в рамках Петербургского экономического форума на площадке с Марией Захаровой (пресс-секретарь МИД РФ – прим. ред.) и там даже Алексей Венедиктов (главред радиостанции «Эхо Москвы» - прим. ред.) согласился, что законы в США плохие. Но дальше начинается системное противоречие... Нам начинают говорить: да они плохие, но мы должны отменить свои законы, а американцы свои отменять не будут. Но так не бывает», - отметил эксперт.

Малькевич считает, что задача власти – не допустить радикальных сценариев.

«До начала этого года мы отвечали реактивно, когда власть и общество начинают мобилизоваться, а нужно работать на опережение. Мы же видели, что было в Белоруссии, когда в Телеграм-каналах публиковали данные журналистов, правоохранителей. Нельзя подобное допускать», - подчеркнул эксперт.