МОСКВА, 4 мая — РАПСИ. Коллегия в составе пяти членов Большой палаты Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) 9 мая решит, рассматривать ли дело известной журналистки из Турции Назлы Ылыджак, подозреваемой государством-ответчиком в связях с запрещенным в стране движением FETO Фетхуллаха Гюлена, который, по мнению Анкары, стоит за неудавшейся попыткой государственного переворота в июле 2016 года.

В декабре 2021 года Палата ЕСПЧ в составе семи судей постановила, что в обстоятельствах дела Ылыджак имело место нарушение пункта 1 статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и статьи 10 (свобода выражения мнения) Европейской конвенции по правам человека. Дело рассматривается под номером 1210/17.

Турция не согласилась с выводами Палаты ЕСПЧ и направила обращение о передаче дела в Большую палату. Напомним, в подобных обращениях сторона должна указать «либо тот серьезный вопрос, который касается толкования или применения положений Конвенции или Протоколов к ней, либо другой серьезный вопрос общего характера, который, по ее мнению, обосновывает рассмотрение дела Большой палатой», поясняется в Регламенте ЕСПЧ.

Фабула дела 

Журналистка была задержана и помещена под стражу вскоре после событий июля 2016 года. Основанием послужило то, что заявительница писала в то время для издания, считавшимся симпатизирующим движению FETO. Вместе с этим претензии возникли к нескольким ее твитам, в которых она среди прочего поставила под сомнение роль членов FETO как организаторов, следует из материалов дела ЕСПЧ.

В апреле 2017 года против Ылыджак были выдвинуты обвинения в попытке неконституционной смены власти, воспрепятствовании работе государственных органов и совершении преступления от имени запрещенной в стране организации, не будучи ее непосредственным членом.

Все приговоры, вынесенные впоследствии в отношении Ылыджак, включая пожизненное лишение свободы, были отменены вышестоящими инстанциями, а само разбирательство в турецких судах продолжается до сих пор, сообщало в декабре ЕСПЧ. Сама журналистка была освобождена под определенными условиями в 2019 году.

Палата ЕСПЧ, в свою очередь, заявила в постановлении, что она, с одной стороны, не увидела надлежащих оснований подозревать Ылыджак в инкриминируемых преступлениях и, как следствие, применять к ней меры пресечения, с другой стороны, сочла неприемлемым, что национальные власти действовали исключительно на основании места работы журналистки, обсуждавшей общественно значимые темы, и твиттов, в которых не содержалось каких-либо призывов к противоправным действиям.

В контексте данных выводов мера пресечения, избранная в отношении Ылыджак, также была вмешательством в право на свободу выражения мнения, но не предусмотренным законом, сочли в Страсбурге.