Транспортное средство подлежит конфискации как орудие незаконной рубки лесных насаждений не только когда оно использовалось для непосредственной валки леса, но кода и применялось в иных технологически связанных с ней процессах, например, при трелевке или первичной обработке лесных насаждений, разъясняет Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики. 


Конфискация транспорта 

На заседании Президиума ВС РФ судья Судебной коллегии по административным делам Олег Нефедов рассказал, что распространенным правонарушением в области охраны окружающей среды является транспортировка древесины без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа.

 ​«При этом у судов возникают затруднения при определении территориальной подсудности рассмотрения таких дел. В Обзоре разрешен этот вопрос и определено, что дело подлежит рассмотрению судьей, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой такое правонарушение было пресечено», - уточнил судья.

Он отметил, что нередко на практике правонарушители, привлекаемые к ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, возражают против конфискации в качестве орудия совершения правонарушения принадлежащего им транспортного средства, ссылаясь на то, что оно не использовалось или не приспособлено для спиливания или срубания лесных насаждений.

​«В связи с этим в Обзоре разъяснено, что транспортное средство подлежит конфискации как орудие незаконной рубки лесных насаждений не только когда оно использовалось для непосредственной валки леса, но кода и применялось в иных технологически связанных с ней процессах, например, при трелевке или первичной обработке лесных насаждений», - отметил Нефедов. 

Декларация леса ​судья напомнил, что статья 505 Лесного кодекса РФ предусматривает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших сделки с древесиной, подавать в течение 5 рабочих дней декларации:  данный учет древесины направлен на борьбу с ее незаконными заготовкой и реализацией, то есть на охрану лесов.

При этом Конституционный суд РФ указал, что декларирование сделок с древесиной обеспечивает контроль за перемещением древесины из мест ее заготовки, позволяя выявить участников незаконного оборота лесных ресурсов. Поэтому декларирование выступает в качестве дополнительной меры противодействия незаконным рубкам лесных насаждений.

​«Поскольку не только непредставление, но и несвоевременное представление указанной декларации может способствовать незаконному обороту древесины, за данные действия (бездействие) установлена административная ответственность.

​В связи с этим существенное значение для формирования единообразной практики имеют разъяснения Обзора о правилах подачи таких деклараций: определяется, что срок на представление лесной декларации начинает течь с даты заключения (изменения или прекращения действия) соответствующего договора, а также отмечается, что данная декларация подлежит представлению независимо от того, был ли исполнен договор, то есть произошла ли фактическая поставка древесины или нет», - отмечает Нефедов. 

​Разлив нефтепродуктов 

​Он добавил, что значительный ущерб окружающей среде наносит разлив нефтепродуктов, особенно на землях лесного фонда, поскольку в данном случае наносится вред не только почве, но и всему лесу как комплексной экологической системе.

​«Возникающие при квалификации данного деяния затруднения нашли свое разрешение в Обзоре.  В частности, в нем отмечено, что в случае если действия лица привели не только к загрязнению почв леса, но и их порче или уничтожению плодородного слоя, виновному лицу может быть вменено совершение двух административных правонарушений: часть 2 статьи 8.6 и часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ», - отметил судья ВС РФ.