Какими нормативными актами необходимо руководствоваться при определении размера ущерба, причиненного окружающей среде, может ли быть назначен судебный штраф обвиняемым в совершении экологических преступлений, и какая судьба ждёт незаконно вырубленную древесину? В пятницу Президиум Верховного суда (ВС) РФ утвердил Обзор практики применения судами положений главы 26 УК РФ об экологических преступлениях. 


Краснокнижные животные 

В документе, в частности, отмечается, что для квалификации действий лица по статье 2581 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо установить, что незаконные добыча и оборот совершены в отношении тех диких животных и водных биологических ресурсов, которые включены в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации. 

«При совершении наряду с такими действиями незаконной добычи водных биологических ресурсов, не входящих в указанный перечень, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 256 и 2581 Уголовного кодекса Российской Федерации», — уточняет высшая инстанция. 

Незаконная рубка

Уголовная ответственность за незаконную рубку группой лиц по пункту «а» части 2 статьи 260 Уголовного кодекса РФ наступает вне зависимости от того, совершена ли она в значительном размере, разъясняется в Обзоре.

В документе также приведена статистика, в соответствии с которой за последние 3 годам примерно половина (49,2%) от всех осужденных за экологические преступления являются лицами, признанные виновными в незаконной рубке лесных насаждений. 

Судебный штраф 

Закон не содержит запрета на освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа подозреваемых и обвиняемых в совершении экологических преступлений при соблюдении предусмотренных статьей 762 Уголовного кодекса РФ условий, с учетом всех обстоятельств дела и данных об их личности, напоминает ВС. 

Следует отметить, что согласно статистическим данным, лицам, осужденным за экологические преступления, в большинстве случаев в период за 2019-2021 года назначалось наказание, не связанное с лишением свободы: обязательные работы – 22,5%, штраф – 12,8%, исправительные работы – 5,8%. Лишение свободы условно назначено 47,5% осужденных. Лишение свободы с его реальным отбыванием назначено 5,7% осужденных. При этом 9 505 лиц были освобождены от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа. 

Размера ущерба

Высшая инстанция отмечает, что при рассмотрении дел об экологических преступлениях, предусмотренных статьями 256, 258, 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, судам при определении размера ущерба следует руководствоваться утвержденными Правительством Российской Федерации таксами и методиками, действующими на момент совершения преступления. 

«Изменения нормативных правовых актов в части определения размера ущерба, улучшающие положение лица, совершившего экологическое преступление, имеют обратную силу и подлежат применению в отношении его в соответствии с положениями статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации», — уточняет ВС. 

Судьба доказательств 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 309 Уголовно-процессуального кодекса РФ в резолютивной части приговора надлежит решить вопрос о судьбе вещественных доказательств. При этом судам помимо требований УК РФ и УПК РФ следует учитывать положения отраслевого законодательства, указывается в Обзоре. 

«Так, исходя из взаимосвязанных положений пункта 4 части 3 статьи 81 УПК РФ, части 1 статьи 991 Лесного кодекса РФ, подпункта 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432), Положения о порядке передачи на реализацию предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, и их уничтожения (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2012 г. № 848) древесина, являющаяся предметом преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, подлежит передаче в территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом для ее реализации в целях обращения вырученных средств в доход государства», — говорится в тексте документа.