САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 ноя - РАПСИ, Михаил Телехов. Действующим законодательством о работе органов местного самоуправления должно быть предусмотрено регулирование ситуации, когда глава муниципального образования (МО), избирающийся квалифицированным большинством, не выбран, и по соотношению партийных мандатов избрать его не представляется возможным, говорится в Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Со стороны этой позиции пункт 6 части 1 статьи 44 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции РФ. Выводы были сделаны КС РФ после рассмотрения коллективной жалобы, поданной Арсением Афиногеновым, Владиславом Вольским, Егором Карпенковым, Сергеем Трошиным, Софьей Чистяковой и Дмитрием Эртманом.

Предусмотрительно изменили устав

Как следует из материалов дела, 8 сентября 2019 года прошли выборы в Совет муниципального образования "Литейный округ". Из предусмотренных двадцати депутатов были избраны все, более половины из них представили политическую партию "Яблоко". В соответствии с Уставом муниципального образования его глава избирался из числа депутатов простым большинством голосов, но за четыре дня до выборов прежним составом Совета (большинство которого представляли политическую партию "Единая Россия"), были внесены изменения в Устав, и принято решение об избрании главы только квалифицированным большинством, то есть 2/3 голосов от общего числа депутатов Совета. Этим же решением утратили силу пункты Устава, по которым, если ни один кандидат не набрал установленного числа голосов, обязанности главы образования исполняет депутат, набравший наибольшее число голосов.

В результате депутаты нового созыва не смогли избрать главу, поэтому полномочия сохранил глава, избранный предыдущим созывом Совета.

Часть депутатов пытались оспорить решение об изменении устава, но суды указали, что в законодательстве нет запрета на установление в уставах муниципальных образований правила, согласно которому избранным на должность главы считается кандидат, набравший не менее 2/3 голосов.

Простым большинством - демократичнее

Как отметил КС РФ, закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не устанавливает норму голосования для избрания главы МО из состава депутатов и не содержит запрета на введение уставами нормы, отличающейся от простого большинства голосов.

"Использование простого большинства голосов более очевидным образом демонстрирует возможность принимать решение на подлинно демократической основе, однако это не исключает установления для этих целей квалифицированного большинства. Как показала практика, в настоящий момент сформировался вариативный подход к порядку принятия решения по данному вопросу. И это нельзя признать несоответствием Конституции РФ. Решение представительного органа МО об избрании главы является самостоятельным способом осуществления местного самоуправления и не может отождествляться с упомянутыми в Конституции РФ выборами как формой прямого волеизъявления граждан. Это не затрагивает реализацию активного избирательного права", - говорится в материалах суда.

Далее КС РФ обратил внимание на ситуацию, когда из-за повышенной нормы голосования глава МО не может быть избран, создаются дополнительные условия для сохранения полномочий предыдущего главы, отметив при этом, что никаких нормативных ограничителей воспроизведения этой ситуации неоднократно нет. Также, по мнению КС РФ, не дифференцируется решение этого вопроса в зависимости от того, был ли глава МО прошлого состава избран в действующий состав в качестве депутата или нет.

КС РФ рекомендует

Поэтому КС поясняет, что если глава МО не может быть избран квалифицированным большинством, то специальными правилами должно быть определено лицо, временно осуществляющее полномочия до его избрания согласно установленной норме голосования, а также должен быть предусмотрены правотворческие полномочия представительных органов муниципальных образований по разрешению такой ситуации.

КС РФ отметил, что в оспариваемых нормах такое регулирование отсутствует, и это не соответствует Конституции РФ.

Федеральному законодателю надлежит в кратчайшие сроки внести необходимые изменения в законодательство. При этом КС РФ отмечает, что федеральный законодатель также не лишен возможности распространить указанное регулирование на случаи, когда избрать главу МО не получается и простым большинством голосов.

"Федеральный законодатель вправе также непосредственно установить в качестве одного из общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации норму голосования для избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава", - рекомендует КС РФ законодателю.

Поскольку пересмотр дела заявителей до внесения в правовое регулирование тех изменений, которые законодателю надлежит внести, невозможен, их дело подлежит пересмотру после внесения таких изменений.