МОСКВА, 28 июл — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ не стал пересматривать порядок утреннего подъема заключенных, отбывающих наказание в российских колониях, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Осужденный Иван Шавель столкнулся с дисциплинарным взысканием в одной из карельских колоний: сотрудник ФСИН зашёл в барак для "побудки" заключенных, но истец сквозь сон общей команды не услышал. Шавель проспал на 15 минут больше положенного и получил за это взыскание, которое помешало ему выйти на свободу по УДО.

"В словаре написано, что "сон — частичное бессознательное состояние". Как я могу проснуться сам, если у меня даже будильника нет. Я спрашивал "дневального", почему тот меня не разбудил? Он говорит, что будить после команды не обязан!" — утверждал в процессе административный истец.

Он оспаривал в суде высшей инстанции пункт 21 приказа Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года №295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", которым определяется распорядок дня заключенных и подъём. При этом в нормативном акте подробно «подъем» не описан. 

Ранее истец обращался в Карельский городской суд, пытаясь отменить наложенное взыскание, но потерпел неудачу. "Поймите, мне судья сказала, что с точки зрения юридической логики — я прав. Кто должен будить заключенных законом не установлено, и она посоветовала обращаться в Верховный суд", — утверждает заключенный. 

Рассмотреть иск Верховный суд не смог по формальным основаниям: приказ, содержащий оспариваемые положения, перестал действовать, а в акте, его заменяющем, процесс побудки заключенных прописан полнее: теперь им положено 5 минут после команды "подъем" на одежду и заправку кровати.

Перспектива обжалования 

Заседание ВС продлилось не более 10 минут, но основная дискуссия произошла без участия судьи. Представитель Минюста и прокурор пытались помочь истцу, предложив ему разумную альтернативу для написания жалоб.

"Вы могли и дальше обжаловать наложенное взыскание. Вы обратились явно не по адресу и не указали вашей цели, вы просто просите отменить необходимость утреннего подъема, хотя сами нас просите о его регламентации. У вас есть перспектива обжалования через Кодекс административного производства", — указал в перерыве Евгений Ермасов, представляющий Минюст. Он уточнил, что норма на его памяти обжалуется впервые.

Истец считает, что подъем, который четко не регламентирован и следует из локальных актов конкретной колонии — инструмент давления на осужденных. С ним солидарен и его брат Роман Шавель, считающий, что таким образом исправительное учреждение хочет сохранить у себя Ивана, который занимается ремонтом автомобилей.

"В мастерской на территории колонии мой брат — лучший сотрудник. И чуть ли не единственный. Понятно, что его работа очень высоко ценится, но у нас есть подозрение, что его конфликт с администрацией — следствие того, что отпускать Ваню по УДО не выгодно", — предположил брат истца.